Общество

23 августа 2005, 11:42

Будут ли безопасными полеты в России

Фото: ИТАР-ТАСС

Ровно год назад террористки-смертницы взорвали два пассажирских авиалайнера: Ту-134 и Ту-154. Погибли 90 человек, спастись не удалось никому. На тот момент в аэропортах уже работали рамки-металлоискатели. Представители аэропорта Домодедово незадолго до трагедии утверждали, что «пронести незаметно оружие, взрывное устройство или перочинный нож через них невозможно».

Но технических мер оказалось недостаточно, чтобы предотвратить трагедию. И хотя после этих терактов МВД приняло ряд серьезных мер для усиления безопасности авиапассажиров, самыми эффективными остаются другие способы выявления преступников.

Билеты от спекулянта

При исследовании обломков самолета Ту-154 технические эксперты ФСБ обнаружили следы взрывчатого вещества

Ту-134, выполнявший рейс Москва - Волгоград, разбился во вторник 24 августа 2004 года в 22.56 в Тульской области. Его обнаружили практически сразу после падения севернее населенного пункта Бучалки. Все 34 пассажира и 8 членов экипажа, находившихся на борту, погибли. Второй самолет - Ту-154, выполнявший рейс Москва - Сочи, разбился практически одновременно с первым, но был найден лишь через 10 часов после его исчезновения с радаров. Останки лайнера спасатели обнаружили в 8.14 утра в Каменец-Шахтинском районе области, в девяти километрах от поселка Глубокое. На его борту находились 44 человека.

Начальник ЦОС ФСБ России Сергей Игнатченко в этот день заявил, что признаков теракта на местах катастроф самолетов не обнаружено. Большинство официальных лиц, в том числе министр транспорта РФ и глава госкомиссии по расследованию причин авиакатастроф Игорь Левитин, утверждали также, что связи между двумя катастрофами нет. Заявления эти оказались поспешными. Уже через три дня при исследовании обломков самолета Ту-154 технические эксперты ФСБ обнаружили следы взрывчатого вещества. Игнатченко вынужден был признать, что это гексоген и лайнеры разбились в результате терактов.

ФСБ и МВД сразу же начали поиск террористов среди пассажиров. Подозрение в списках погибших вызвали две женщины: С. Джебирханова, летевшая на Ту-154, и А. Нагаева - пассажирка Ту-134. В ходе следствия выяснилось, что уроженки Чечни Джебирханова и Нагаева прилетели в аэропорт Домодедово из Махачкалы с двумя сопровождающими. Сразу после посадки их всех задержали постовые милиционеры и передали их документы капитану ЛОВД аэропорта Михаилу Артамонову, дежурившему в тот день от отдела по борьбе с терроризмом. Артамонов не только не провел должного осмотра, но и отпустил задержанных.

Смертницы купили билеты у спекулянта Армена Арутюняна и начальника дежурной смены авиакомпании «Сибирь» Николая Коренкова. Уроженки Чечни без проблем прошли досмотр, а когда их рейсы до Сочи и Волгограда набрали высоту, произвели самоподрыв. В ходе расследования обвинения были предъявлены Армену Арутюняну, Николаю Коренкову и Михаилу Артамонову. В апреле 2005 года Арутюнян частично признал свою вину, а Коренков заявил, что сомневается в своей виновности. Домодедовский суд Московской области признал их полностью виновными по обвинению в коммерческом подкупе (ст. 204 часть 1 УК РФ) и приговорил обвиняемых к 18 месяцам лишения свободы. В июне 2005 года Домодедовский городской суд вынес обвинительный приговор Артамонову, признав его виновным в «халатности, повлекшей смерть двух и более людей» (ст. 293 ч. 3 УК РФ), и приговорил к 7 годам лишения свободы.

С разрешения властей аэропорта

Подсудимые Армен Арутюнян и Николай Коренков (слева направо)
После трагедии с пассажирскими лайнерами президент Владимир Путин провел экстренное совещание с силовиками. Путин дал поручение правительству «безотлагательно подготовить изменения в законодательные акты с целью передачи функций обеспечения безопасности, включая предполетный досмотр, от администрации аэропортов Министерству внутренних дел».

МВД поручение восприняло, как приказ, и выполнило его безотлагательно. Стали более тщательно проверять багаж, при продаже всех авиабилетов пассажиров обязали предъявлять удостоверения личности, а паспортные данные пассажиров вносились в соответствующий раздел авиабилета. Ранее для приобретения билетов на внутренние рейсы требовались только фамилия и инициалы пассажира, а документ, удостоверяющий личность пассажира, проверялся лишь на регистрации. В залах аэропортов начали дежурить сотрудники спецслужб в гражданской одежде. В мире эта мера безопасности считается одной из самых эффективных.

В апреле 2005 года вступил в силу федеральный закон, согласно которому безопасность на борту внутренних и международных авиарейсов должны обеспечивать милиционеры в штатском. Российские авиакомпании выступили против изменений. По их мнению, присутствие огнестрельного оружия на борту снизит авиационную безопасность, а любой предупредительный выстрел может привести к разгерметизации и разрушению воздушного судна.

В советское время спецслужбы использовали вооруженных сотрудников на борту самолетов, но затем отказались от этой меры из-за негативных последствий. Против вооруженной охраны самолетов в воздухе выступил директор по связям с общественностью авиакомпании «Трансаэро» Сергей Быхал. Для примера он привел трагедию начала 70-х годов, произошедшую на борту самолета Ту-154. Сопровождавший рейс сотрудник достал пистолет, но террорист отреагировал по-своему - взорвал бомбу. Но если сравнить этот фактически единственный трагичный случай с жертвами сотен произошедших за это время на борту авиалайнеров терактов, то такие заявления кажутся странными. Несмотря на свои опасения, авиаперевозчики будут вынуждены подчиниться закону. И может, тогда взрывать будут реже.

Дотошные журналисты не раз пытались проверить эффективность созданной системы безопасности в аэропорту. Например, после теракта корреспондент НТВ Михаил Тукмачев без ведома властей аэропорта «Домодедово» пронес обыкновенное мыло, выдавая его за «муляж взрывного устройства». Правда, специалисты не удивляются, что журналисту удалось это сделать. «По мнению экспертов в области безопасности, мыло не может быть идентифицировано как «муляж взрывного устройства» и, тем более, аналога взрывчатого вещества», - сообщили газете ВЗГЛЯД в пресс-службе аэропорта «Домодедово». К тому же, как отметили в пресс-службе, «оборудование, применяемое год назад в аэропорту «Домодедово» и применяемое сейчас, а именно интроскопы фирмы Rapiscan, в состоянии отличить тротил и ряд других взрывчатых веществ от обычного мыла».

Корреспондент газеты «Кубанские ведомости» Галина Симкина переоделась в шахидку и направилась в аэропорт Краснодара. В аэропорту Симкину задержали сразу после прохождения контрольно-пропускного пункта, отвели в отделение милиции и провели допрос по всем правилам. Как выяснилось, Симкину «сдал» подвозивший ее таксист, еще раз подтвердив тот факт, что самым важным условием эффективности в борьбе с террористами является бдительность граждан.

Текст: Ольга Дмитриева

Вам может быть интересно

Медведчук назвал организаторов и исполнителей трагедии в Одессе 2 мая 2014 года
Темы дня

Выставка трофейной техники в Москве злит Запад

Выставка трофейной техники, открывшаяся 1 мая в Москве, не давала покоя западной прессе на протяжении всей минувшей недели. Иностранные аналитики утверждали, что так Россия пытается унизить НАТО. Российские эксперты уверены: на Поклонной горе граждане могут не только воочию увидеть успехи собственной армии, но и почувствовать сопричастность к будущей победе страны в СВО.

Американское ядерное оружие взрывает польское общество

В Минобороны Польши заявили, что уже подали заявку на участие в программе, которая позволит размещать на территории страны американское ядерное оружие. Между тем сама постановка такого вопроса расколола не только польское руководство, но и все польское общество. Кто и почему в Польше боится американских ядерных бомб?

Дипломатам США и Германии на выставке трофейной техники создали особые условия

Зеленского призвали наложить вето на закон о родственниках в России

Bloomberg: Конфликт на Украине переходит в решающую стадию

Новости

Москвичей предупредили об «арктическом вторжении»

Ведущий специалист центра погоды «Фобос» Евгений Тишковец предупредил жителей столицы об «арктическом вторжении», которое начнется в четверг.

Офицер ВС России рассказал о 28 днях в окружении ВСУ

Российский офицер с позывным «Змей» рассказал, как вместе с другими военнослужащими провел 28 дней в окружении украинской армии на Берховском водохранилище в Донецкой народной республике.

Forbes: 47-я бригада ВСУ потеряла 40 машин Bradley и сотни солдат

Серьезные потери несет 47-я механизированная бригада украинской армии, она потеряла 40 машин Bradley, пять танков Abrams и сотни солдат, заявил военный обозреватель Forbes Дэвид Экс.

В Харьковской области «Искандерами» уничтожены две РСЗО HIMARS

Расчет оперативного-тактического ракетного комплекса «Искандер-М» российской группировки войск «Запад» уничтожил в Харьковской области две пусковые установки американской реактивной системы залпового огня HIMARS, предоставленные ВСУ.

Постпредство России при ЕС отреагировало на заявление о «нарушении» прав компаний

Заявления Евросоюза о том, что на российской территории якобы предпринимаются меры против работающих в России компаний, не соответствуют действительности, заявило постпредство России при ЕС.

На выставке трофейной техники показали редкий американский штурмовик

На выставке трофейной натовской техники в столице продемонстрировали редкую американскую штурмовую машину M1150, созданную на базе танка Abrams, ее удалось ослепить и захватить у поселка Бердычи в ДНР.

Запущена процедура отстранения спикера Палаты представителей США Джонсона

Республиканцы Марджори Тейлор-Грин и Томас Мэсси объявили о запуске процедуры отстранения спикера Палаты представителей Конгресса США Майка Джонсона от занимаемой должности.

Минобороны рассказало о подвиге раскрывшего засаду украинской ДРГ старшины

Подразделение ВС России под командованием старшины Владимира Бандака в зоне СВО раскрыло засаду украинских неонацистов и уничтожило эту диверсионно-разведывательную группу, выйдя из столкновения без потерь, сообщило Минобороны.

Рогов: В Работино поднят флаг России

Над населенным пунктом Работино в Запорожской области подняли российский флаг, заявил глава комиссии Общественной палаты по вопросам суверенитета и сопредседатель координационного совета по интеграции новых регионов Владимир Рогов.

В библиотеках Европы украли издания русских классиков на миллионы долларов

В европейских библиотеках начали исчезать редкие издания русской классической литературы, Европол начал расследование, сообщает New York Times

Госдеп назвал цель новых санкций против России

Очередные американские санкции против России должны подорвать российское производство энергии, в частности проект «Арктик СПГ – 2», заявил госдепартамент США.

РАПИ предупредила о скорой катастрофе в экономике Прибалтики

Прибалтика не способна вынести повышение военных расходов и ухудшение отношений с российской стороной, заявил президент Российской ассоциации прибалтийских исследований (РАПИ) Николай Межевич.
Мнения

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.

Борис Акимов: Как лечить расстройство трудовой идентичности

Ожидается, что Россия в ближайшие годы будет испытывать дефицит кадров. Однако его не получится покрыть механически за счет трудовой миграции и ввоза низкоквалифицированной рабочей силы.

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?