Вопрос дня

15 августа 2019, 13:34

Как пассажирские самолеты защищают от птиц?

Фото: Arne Dedert/DPA/ТАСС

Летевший по маршруту Москва – Симферополь Airbus A321 был вынужден сесть на «брюхо» на кукурузном поле после отказа двигателей. Один из них даже загорелся при взлете – из-за попавших в него чаек. На борту находились 226 пассажиров и 7 членов экипажа, все они выжили. 

Однако еще не менее 210 человек погибли в последние 30 лет после того, как их самолеты столкнулись с птицами. Авиакомпании теряют по 600 млн долларов ежегодно – все по тем же причинам. 

Погибших птиц, конечно, никто не считает. Далеко не все перевозчики отчитываются о случаях столкновений, поэтому эксперты знают только о 20% из них. В России число таких инцидентов стабильно растет. В Отраслевой группе авиационной орнитологии (ОГАО) вели подсчет, согласно которому с 2014 года число столкновений выросло в 14 раз. Однако все не так страшно. Резкий скачок произошел в 2015 году, но обусловлен он был прежде всего тем, что экипажам разрешили добровольно сообщать о таких случаях. Так что нельзя с уверенностью говорить о том, что птицы стали чаще попадать в двигатели или биться о крылья лайнеров. 

Хотя в Росавиации тоже отслеживали подобную статистику и даже в определенный момент заключили, что аэропорты плохо борются с птицами. То же самое говорят и в авиакомпаниях. Сергей Скуратов, глава «Уральских авиалиний», самолет которых в итоге оказался на кукурузном поле под Жуковским, в декабре 2018 года жаловался на бездействие орнитологов в аэропортах. «Попала чайка – движка нет. И убытки могут быть несоизмеримы со стоимостью ремонта двигателя. Поэтому, когда мы говорим об орнитологическом обеспечении аэропорта, мы не говорим, мы кричим: одумайтесь и вовремя хоть что-то сделайте», – заявлял тогда Скуратов.

Действительно ли одна чайка может вывести из строя огромный двигатель?

Да, говорит Сергей Рыжов, старший научный сотрудник ОГАО. Все зависит от размера пернатых.

«Если птицы мелкие, то речь идет о нескольких, если средние – то о двух-трех, если крупные – то достаточно будет и одной, – рассказывает Рыжов. – При этом большинство столкновений все же не несет никаких негативных последствий ни для самолета, ни для полета. Повреждения или вынужденная посадка бывают всего в около 15% случаев».

На двигатель приходится больше 50% всех повреждений, далее идут крылья (22%) и фюзеляж (8%). Это объяснимо – двигатель при сближении просто всасывает в себя воздух вместе с птицами. Причем современные критерии сертификации предусматривают, что движки должны быть способны «проглотить» птиц весом до 3,5 кг без особого ущерба для конструкции. Что касается характера остальных повреждений, то речь идет, как правило, о вмятинах, трещинах и прочих неприятностях, которые не должны помешать спокойному полету.

А почему защитой от птиц должны заниматься аэропорты?

Это объясняется спецификой столкновений. В сопла чаще всего попадают жаворонки, воробьи, скворцы, чайки и крачки, а они обычно летают на высоте до 100 метров. Вот и получается, что в подавляющем большинстве случаев птицы «встречаются» с самолетами либо на взлете, либо на посадке. На время, которое борт проводит на маршруте на предельной высоте, приходится лишь 4% инцидентов.

Кроме того, аэродромы попросту притягивают птиц – громкими звуками турбин и благоприятными условиями для гнездования, ведь обзор там довольно широк, а случайных людей или хищников и вовсе нет. Кроме того, охотиться на различных мелких грызунов, которые как на ладони, там тоже очень удобно. Да и насекомых тоже вдоволь.

Работать над защитой самолетов от птиц начали еще в 60-е годы, и к нашему времени число рекомендаций накопилось на целый свод правил, говорит Сергей Рыжов. Подход сейчас довольно серьезный. Раз в несколько лет аэропорты должны предоставлять в транспортную прокуратуру отчет по орнитологии со сведениями о своей борьбе с пернатыми. Цель борьбы – чтобы на территории аэропорта было как можно меньше птиц. А вот методы зависят от видов и количества особей. 

Выглядит процесс примерно так. Сначала руководство аэропорта заказывает у специальной научно-исследовательской компании доклад с анализом обстановки и рекомендациями, чтобы понять, кого и как стоит разогнать с летного поля. Орнитологи приезжают, смотрят, какие птицы, в каком количестве и по каким причинам гнездятся в районе аэродрома, сколько встречается там «случайных», залетевших ненадолго пернатых, а также изучают инфраструктуру самого объекта, чтобы понять, какие его части могут привлекать птиц. В итоге составляют отчет и делают заключение по обстановке – она может быть, например, удовлетворительной, спокойной, критической. Рекомендации могут быть самыми разными. Начиная с установки специальной биоакустики, направленной на отпугивание строго определенных птиц, и заканчивая требованиями стричь траву не реже раза в полугодие и накрыть резервуары с водой на территории. 

Однако зачастую проблема не столько в самих аэропортах, сколько в окружающих их объектах.

В России многие воздушные гавани и вовсе строились внутри городов, остальные тоже не на пустыре находятся – вокруг есть озера, реки, дачные поселки и, конечно, свалки. Недалеко от Жуковского как раз есть одна из них. И чайки там, возможно, появились из-за нее. «Там рядом большая свалка, там столько этих чаек летает. Огромное количество. Я не знаю, как там самолеты летают вообще, как не сталкиваются [с чайками]», – сказал один из местных дачников.

Бороться с реками, болотами и свалками, притягивающими птиц, конечно, куда тяжелее. Но и для таких случаев есть нормы, говорит Сергей Рыжов: «Есть специальные подзоны (вокруг аэропортов), где запрещено размещать объекты, способствующие массовому привлечению птиц. И это требование должно выполняться обязательно». 

Ранее согласно Федеральным авиационным правилам от 2010 года, свалки, скотобойни и животноводческие фермы в России было запрещено размещать ближе 30 километров от воздушных подходов, по которым самолеты взлетают и садятся, или ближе 15 км от аэропорта, если воздушных подходов они не затрагивают. В 2017 году ввели новые правила деления приаэродромной территории, и теперь объекты вроде свалок относятся к так называемой шестой подзоне (минимум 15 км от аэропорта). Однако свалок меньше не становится, и птиц, соответственно, тоже. Росавиация пытается с этим бороться, но пока, судя по инциденту в Жуковском, не слишком успешно.

Текст: Алексей Яковлев

Вам может быть интересно

ВСУ потеряли более 210 человек в Курской области за сутки
Темы дня

Трамп сделал России и Китаю роскошный подарок

«Похищение Гренландии», задуманное Дональдом Трампом, может стать гибельным и для Республиканской партии, которую он представляет, и для глобальной американской империи, чьей главной силой является НАТО. В самих США это поняли немногие, но британцы уже бьют тревогу, заявляя о «подарке для России». Но нужен ли России такой «подарок»?

Германия переживает самый продолжительный кризис со времен Гитлера

Экономический кризис в Германии не завершается второй год подряд. Страна переживает самую продолжительную стагнацию за всю свою послевоенную историю. И новый год может оказаться не лучше двух предыдущих. Почему крупнейшая некогда экономика справляется хуже остальных?

Аналитик назвал цели визита Стармера в Киев, заявившего о «столетнем партнерстве»

ВС России нанесли удар по крупнейшему газовому хранилищу Украины

Подполье сообщило о возможном расположении штаба наемников на борту крейсера «Украина»

Новости

Россияне получили возможность переводить средства по СБП в девять стран мира

Россияне теперь могут отправлять средства по системе быстрых платежей в девять стран, включая Белоруссию и Узбекистан, благодаря расширению списка доступных направлений.

Израильский эксперт: Сделка с ХАМАС может спровоцировать политический кризис

Сделка между Израилем и ХАМАС стала результатом выверенного тайминга со стороны США. И Дональд Трамп, и Джо Байден запишут ее себе в актив. Но в любой момент договоренность может сорваться из-за внешних или внутренних факторов, сказал газете ВЗГЛЯД политолог Саймон Ципис. Ранее Израиль и ХАМАС достигли соглашения по освобождению заложников из сектора Газа и прекращению огня в анклаве.

Названы «черные лебеди» для мировой экономики в 2025 году

Киберугрозы, торговая война, долговой кризис в США и военные конфликты могут стать потенциальными «черными лебедями» – событиями, которые приведут к значительным последствиям в мировой экономике, следует из доклада «Росконгресса».

ВС России поразили военные аэродромы и цеха производства БПЛА ВСУ

Российские войска за последние сутки поразили украинские военные аэродромы и цеха по производству беспилотников, сообщило министерство обороны.

Лагутенко решил провести 40 концертов для восстановления сгоревшего дома в Калифорнии

Лидер группы «Мумий Тролль» Илья Лагутенко планирует провести 40 концертов, чтобы восстановить сгоревший во время лесных пожаров дом в поселке Биг-Рок стоимостью 700–800 тыс. долларов.

Курьезный гол Подколзина помог «Эдмонтону» победить «Миннесоту»

Российский хоккеист Василий Подколзин стал автором курьезного гола в матче НХЛ между «Эдмонтоном» и «Миннесотой», который завершился победой гостей со счетом 5:3.

ВСУ потеряли более 1,6 тыс. бойцов за сутки

Общие потери украинской армии за сутки составили свыше 1,6 тыс. военнослужащих, сообщило российское министерство обороны в четверг.

Совбез Белоруссии заявил о готовности Минска нанести ущерб врагу «Орешником»

Минск усилил свою обороноспособность, разместив на своей территории российское тактическое ядерное оружие и гиперзвуковой ракетный комплекс «Орешник», что позволит нанести значительный ущерб любому агрессору, заявил государственный секретарь Совета безопасности Белоруссии Александр Вольфович в интервью изданию «СБ. Беларусь сегодня».

Ущерб от кражи в депозитарии Сочи превысил 100 млн рублей

Число пострадавших от кражи денег из депозитарных ячеек в Сочи достигло 17 человек, сообщают Telegram-каналы.

КСИР Ирана после соглашения по Газе призвал готовиться к новой войне

Корпус стражей исламской революции (КСИР) Ирана выразил опасения о нарушении Израилем соглашения с ХАМАС, подчеркивая необходимость поддержания боеготовности.

ВТБ заявил о рекорде средств россиян на депозитах

ВТБ увеличил портфель классических пассивов розничных клиентов на 54%, достигнув 10,6 трлн рублей, с рекордным ростом в декабре 2024 года.

Израиль заявил об отказе ХАМАС от договоренностей

Палестинское движение ХАМАС создало кризис, отказавшись от уже достигнутых договоренностей по сектору Газа, что препятствует подписанию соглашения, сообщили в канцелярии израильского премьера Биньямина Нетаньяху.
Мнения

Ольга Андреева: Священная корова «гендерного разнообразия» сдохла

Политика DEI за последние десять лет стала одним из идеологических столпов леволиберального космоса. Главным словом в триаде «разнообразие, равенство, включение» всегда считалось специфически понятое равенство.

Андрей Колесник: Запад на Балтике ставит под вопрос главные правила мореплавания

Россия может сохраниться как мировая держава, только отстояв полноценные возможности для морской торговли. События на Балтийском море – вызов именно такого масштаба. Там руками Скандинавии и Прибалтики Запад пытается уничтожить российские морские торговые пути.

Геворг Мирзаян: Байден спалил остатки американского лидерства

Если бы в конце 2021 года Вашингтон принял или хотя бы начал всерьез рассматривать российские предложения о гарантиях безопасности, то сейчас, возможно, не пришлось тратить остатки американского лидерства на того, чтобы сдержать Россию.
Вопрос дня

Как проходят испытания российской вакцины от рака

Как идут испытания российской вакцины от рака: отбор и принцип «троянского коня»