Заседание Госсовета о развитии сети автодорог и о безопасности дорожного движения пройдет в среду в Большом Кремлевском дворце. За два дня до этого губернаторы и профильные эксперты-дорожники собрались в Мастерской управления «Сенеж» на берегу одноименного озера близ подмосковного Солнечногорска.
«Мы обязаны сделать так, чтобы дороги перестали быть одной из двух вечных бед России», – написал из «Сенежа» в «Фейсбуке» губернатор Владимирской области Владимир Сипягин.
«Было интересно почувствовать себя дорожным рабочим»
К своей записи региональный руководитель приложил фото: участники семинара-совещания, губернаторы и помощник президента, экс-глава Минтранса Игорь Левитин на берегу Сенежа в строительных робах и жилетах. Один из новых форматов погружения в проблему – «командообразующее мероприятие», своего рода деловая игра.
«Вчера был у нас очень интересный кейс. Все, кто участвовал и участвует в подготовке Государственного совета, приняли участие в реальном строительстве автомобильной дороги.
Она была, правда, внекатегорийная, но это реально было 200 метров», – поделился впечатлениями с журналистами врио главы Курской области Роман Старовойт.
Участники семинара-совещания, среди которых главы регионов, члены правительства и администрации президента, поделились на четыре команды. Но в этом состязании, получившем название «Время дорог», главным было все же участие. Точнее, возможность, как сказал Старовойт, «почувствовать на кончиках пальцев» всю сложную специфику дорожных работ.
Кому-то из руководителей регионов пришлось управлять асфальтоукладчиком (за рулем побывала, например, губернатор Ханты-Мансийского АО Наталья Комарова), кто-то, как тюменский губернатор Александр Моор, возил щебень. «Было очень интересно почувствовать себя дорожным рабочим – интересно посмотреть на весь процесс изнутри», – заметил Старовойт.
«Мы единодушно приняли решение: каждый в своем субъекте Федерации должен сделать для своих команд примерно что-то похожее», – рассказал врио главы Курской области.
Мозговой штурм в новом формате
Важным опытом для участников совещания было не только личное знакомство с дорожным строительством, но и общение на круглых столах с отраслевыми специалистами. Такова особенность нового формата Госсовета, о котором уже писала газета ВЗГЛЯД.
Первое из таких заседаний прошло в ноябре прошлого года в Крыму: вместе собрались не только губернаторы и министры, как обычно, но и эксперты. Мозговой штурм позволил за короткое время предложить конкретные шаги для решения многих давно накопившихся вопросов, которые мешали продвижению национальных проектов. В том же формате прошла февральская встреча Госсовета в Казани. На сей раз в Солнечногорске обсуждался нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Рассматривались все вопросы, которые позволят достичь целевых показателей, заложенных в майских указах Владимира Путина, заявил журналистам Алексей Цыденов, глава Бурятии и руководитель рабочей группы Госсовета по направлению «Транспорт». В первую очередь это обучение пешеходов правилам дорожного движения, вопросы освещения пешеходных переходов и дорог, а также проведение экспертизы состояния дорожного полотна и качества ремонтных работ. Благодаря семинару губернаторы получили информацию о современной автоматизированной технологии укладки асфальта с системой контроля качества дорожного полотна.
Как выбрать наилучшую технологию
«Наверное, если говорить про нашу подгруппу, то главный из обсуждавшихся вопросов – это применение и использование современных материалов, инновационных технологий, – сказал газете ВЗГЛЯД губернатор Тюменской области Александр Моор, который руководит подгруппой «Промышленные строительные материалы и экспертиза в дорожном строительстве».
«Все регионы так или иначе в своих проектах применяют разные инновационные технологии, но тем не менее все сталкиваются с системными проблемами, которые требуют законодательного регулирования. Именно поэтому мы сегодня и обсуждали законопроекты и проекты постановлений правительства – в частности, о реестре наилучших технологий», – рассказал Моор.
Он пояснил: это нужно для того, чтобы каждый подрядчик в любом регионе мог выбрать опробованные технологии, доказавшие свою эффективность, которые можно было бы использовать при проектировании, строительстве и реконструкции дорог. «Тогда эти технологии смогут использоваться еще более эффективно, тем более что в нацпроекте для каждого региона установлен свой норматив: доля контрактов на строительство дорог, в которых используются инновационные технологии. Поэтому нынешнее обсуждение для нас так важно», – подчеркнул Моор.
Прощай, ямочный ремонт
Обсуждали и вечный вопрос – на какие средства обновлять дороги. «Естественно, основная задача – это создание сельских дорог. Их нехватка ощущается очень остро», – констатировал врио главы Калмыкии Бату Хасиков.
Финансирования региональных дорожных фондов ждали десятилетиями, посетовал врио губернатора Курской области Роман Старовойт. «Из-за недофинансирования были утрачены многие компетенции и службы заказчика, и службы подрядчика, – подчеркнул курский руководитель.
– Мы в буквальном смысле затыкали дыры – проводили работы по ямочному ремонту, которые абсолютно не соответствуют современным требованиям,
мы каждый год возвращались к тем же участкам».
Справедливости ради, вопрос как раз таки решается в рамках нацпроекта. Та же Курская область отказалась от ямочного ремонта и благодаря новым проектам рассчитывает к 2020 году получить до 9 млрд рублей в свой дорожный фонд. Всего же, напомним, нацпроект «Безопасные и качественные дороги» предполагает: за три года из федерального бюджета поступит 371 млрд рублей, что должно помочь обновлению дорог в 104 городских агломерациях России.
Концепция нулевой смертности
Губернатор Тюменской области Александр Моор принял участие в подгруппе, где обсуждалась безопасность дорожного движения. «Целевой показатель, который обозначил президент, – снижение смертности до четырех человек на 100 тысяч. Вообще, конечно, нужно стремиться – и президент об этом говорил – к нулевой смертности», – напомнил Моор. Поэтому на семинаре-совещании зашла речь об ответственности за достижение этих показателей не только региональных властей, но и правоохранительных органов, в частности ГИБДД. «Потому что только от нашей совместной слаженной работы будет зависеть достижение этих показателей», – заметил Моор.
«Для нас очень важен опыт ближайших соседей. Прежде всего, самых больших успехов добились шведы», – сказал газете ВЗГЛЯД губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко, руководитель подгруппы «Безопасность и организация дорожного движения».
«Вы знаете, что в Швеции давно уже существует концепция нулевой смертности. Они очень долго к этому шли, и шли именно так, как мы сегодня предлагаем, –
подчеркнул Дрозденко. – Это комплекс мер. Во-первых, это организация самого дорожного движения. Шведы – одни из первых, кто стал активно применять круговое движение. Второе – шведы очень серьезно работают по ограничению скоростного режима, и у них очень жесткие санкции за нарушение этого режима».
Губернатор отметил, что в Швеции введены повышенные требования ко всем транспортным средствам, которые связаны с перевозкой людей. Там получить лицензию на такую деятельность гораздо сложнее, чем на перевозку опасных грузов. «У шведов налажена очень серьезная система обучения и система пропаганды, в хорошем смысле этого слова, соблюдения ПДД, – добавил Дрозденко. – И, конечно, суммы штрафов – одни из самых высоких».
Отдельным направлением «мозгового штурма» стал вопрос об обучении детей правилам дорожного движения. «Предлагаем внести целый комплекс изменений в образовательные программы – так, чтобы ребенок уже с детского сада понимал, что такое ПДД и почему их нельзя нарушать», – рассказал Дрозденко. По его мнению, следовало бы добавить и в школьную программу специальный предмет, посвященный безопасности на дорогах. Правда, судя по словам губернатора, участники обсуждения признают: так просто не удастся убедить Минпросвещения изменить учебные программы.
«Дать морковку» водителям
Губернатор Ленобласти не только ссылался на «соседский» опыт, но и предложил свои варианты «кнута и пряника» для водителей.
«Конечно, мы должны дать стимулы гражданам соблюдать правила дорожного движения. Мы не должны просто говорить: «Соблюдайте правила – это хорошо», мы должны «дать морковку» – я так это называю. Гражданин должен понимать, что, соблюдая ПДД из года в год, он получает бонусы.
Тому, кто в течение трех–четырех лет соблюдает правила дорожного движения, нужно давать серьезную скидку
при заключении договора и обязательного, и добровольного страхования», – рассказал Дрозденко. Так, в некоторых странах Европы скидка достигает 25% – «согласитесь, серьезный бонус», подчеркнул губернатор Ленобласти. А для нарушителей ПДД, напротив, нужно увеличивать страховой взнос, подчеркнул Дрозденко.
«По несоблюдению скоростного режима у нас самое либеральное законодательство в мире, – продолжал губернатор. – Вообще я предлагаю за верхнюю планку нарушения скоростного режима лишать прав до одного года. У водителей, которые в нетрезвом состоянии периодически нарушают правила, на определенный момент конфисковать автомобиль и устанавливать алкозамок. И, конечно, ужесточить сроки лишения прав за нарушение правил в состоянии алкогольного опьянения до трех лет».
Заметим, что речь идет пока лишь о предложениях, им еще предстоит пройти детальное рассмотрение, в том числе на уровне Госсовета.