Представитель главного управления разведки (ГУР) минобороны Украины Вадим Скибицкий сделал сенсационное заявление. Он утверждает, что с мая Россия перебросила в акваторию Азовского моря около 40 боевых кораблей. «Они зашли. Их раньше в таком количестве не было. Это и катера ФСБ, и военные катера», – сообщил он. Кроме того, представитель ГУР заявил: из Каспийского моря в Азовское было переброшено два малых ракетных корабля в качестве «демонстрации усиления».
Эти корабли представляют угрозу», – настаивал Скибицкий. В Керченском проливе Россия взяла под полный контроль все морские пути гражданского судоходства в порты Бердянск и Мариуполь, заявил представитель ГУР. «Кроме того, они очень активно начали контролировать все, что происходит в Азовском море, и всю прибрежную зону», – подчеркнул он. При этом Скибицкий признал: пока в Азовском море у России «еще недостаточно плавсредств, чтобы провести широкомасштабную операцию».
Лучшим опровержением слов Скибицкого служит обращение к списочному составу ЧФ. В составе этого флота всего 51 корабль, включая тральщики и девять ракетных катеров. С большой степенью вероятности можно предположить, что вряд ли все из них боеспособны, а некоторые наверняка даже не могут отойти от пирса. Так что «40 катеров», привидевшихся украинской контрразведке, выглядят явной фантастикой.
Но к слову заметим, что перемещение кораблей из, казалось бы, замкнутого Каспия в Азовское море вовсе не фантастично. Так, например, в начале июня из Каспийского моря по внутренним водным путям (Волга – Волго-Донской канал – Дон) действительно прошли два малых ракетных корабля «Град Свияжск» и «Великий Устюг», оборудованные «Калибрами». Корабли проследовали через Азовское и Черное моря в Средиземное – и вовсе не для «демонстрации усиления». Сейчас они несут службу у берегов Сирии, но теоретически могут вновь оказаться в Азовском море. Другое дело – нужны ли они там?
«Для России нет необходимости держать на этом направлении несколько десятков кораблей», – подчеркнул в комментарии газете ВЗГЛЯД капитан I ранга запаса, председатель Движения поддержки флота Михаил Ненашев. «Там находится несколько катеров и два–три корабля, которые связаны с противодиверсионной деятельностью. Поэтому когда в Киеве говорят о таком сосредоточении корабельных сил, они просто льстят себе», – отметил собеседник.
Собеседник пояснил, что такое заявление нелепо даже с географической точки зрения. «Даже на штабных картах невозможно нормально разместить в Азовском море 40 кораблей. Кроме того, если с помощью двух малых ракетных катеров мы способны уничтожать огромные территории, занятые террористами, то зачем нужно четыре десятка кораблей в такой акватории?» – задается вопросом Ненашев.
С ним согласен и профессор, кандидат военных наук Борис Усвяцов. «Только далекий от морского дела человек может заявить о 40 кораблях в Азове. Возьмите карту и посмотрите на акваторию Азовского моря, они же там мешать друг другу будут», – сказал Усвяцов газете ВЗГЛЯД.
В каком контексте прозвучала «страшилка» украинских контрразведчиков, вполне понятно. В начале мая сообщалось, что погранслужба ФСБ стала досматривать и идентифицировать гражданские суда, следующие в Мариупольский морской порт. Ужесточение контроля могло стать ответом на действия украинских пограничников, которые задержали российское рыболовецкое судно «Норд». Некоторым членам экипажа удалось бежать и вернуться в родной Крым. Москва требовала прекратить издевательства над российскими моряками, пригрозив ответить, если Киев не отпустит экипаж.
«Во-первых, после хулиганских действий в отношении наших рыбаков было принято политическое решение об усилении контроля за происходящим в этом регионе. Во-вторых, тамошние одиозные личности неоднократно заявляли о своей готовности провести диверсии в отношении Крымского моста», – напоминает Борис Усвяцов.
Потому, подчеркнул он, охрана моста и близлежащих территорий теперь поручена морским силам пограничных войск и дивизиону ОВРа (охраны водного района). Они будут усилены для предотвращения каких-либо попыток недружественных действий со стороны украинских силовых структур. «Что касается 40 кораблей – это все фантазии, направленные для западных СМИ и политиков, с помощью которых украинские политики пытаются выпросить у американцев дополнительное финансирование якобы на борьбу с российской угрозой», – считает Усвяцов.
Эксперты также подчеркивают: не выдерживает никакой критики и попытка киевских силовиков объяснить свои действия против наших рыбаков «неурегулированностью вопроса о границе» в Азовском море. Об этом, в частности, заявил и представитель ГУР минобороны Украины Скибицкий. «Проблема в том, что до начала войны мы не смогли полностью договориться о границе. Это граница и в Азовском море, и в Керченском проливе – их нет», – приводит слова Скибицкого агентство УНИАН. Потому, заявил он, море считается общим для обеих стран.
Но, как и в случае с «40 боевыми катерами», Скибицкий либо врет, либо прикидывается несведущим. Киев и Москва полностью договорились о границе в Азовском море еще в 2004 году – тогда Владимир Путин и Леонид Кучма подписали соответствующий договор, который также был ратифицирован обеими сторонами. Что же касается вопроса границы в Керченском проливе – то он отпал сам по себе еще в 2014 году, когда Крым воссоединился с Россией. В частности, например, разрешился российско-украинский спор вокруг острова Тузла, по которому ныне проходит Крымский мост.