В пятницу в гостинице «Мрия» под Ялтой президент Владимир Путин провел заседание президиума Госсовета, посвященное реализации его майского суперуказа. Заседание состоялось в необычном формате. Он подразумевал распределение участников – глав регионов, членов правительства, сенаторов, помощников главы государства – за семью круглыми столами, посвященными разным темам.
Глава государства возглавил первый круглый стол – «Системные вопросы». Вместе с Путиным расположились его помощники Андрей Белоусов и Игорь Левитин, первый заместитель руководителя Администрации президента Сергей Кириенко, первый вице-премьер – министр финансов Антон Силуанов и мэр Москвы Сергей Собянин, который возглавлял рабочую группу по подготовке к заседанию.
Другие круглые столы были посвящены демографии и здравоохранению, науке и образованию; жилью и городской среде; экологии; цифровой экономике и инфраструктуре; культуре; экономике. Президент подсаживался к каждому столу и принимал активное участие в обсуждении. Такой формат предполагал и неформальный диалог Путина с губернаторами.
Собянин сообщил, что Владимир Путин считает необходимым продолжать деятельность рабочей группы президиума Госсовета, которая готовила нынешнее заседание по выполнению «суперуказа» главы государства.
Реализация национальных проектов должна приводить к реальным изменениям, в том числе на уровне заработных плат и пенсий, потребовал Путин на заседании.
«Нам нужны не формулировки красивые и гладкие, а нужно, чтобы все это было в жизни, чтобы изменения дошли до каждого человека. В том числе, кстати говоря, и на уровне жизни, на уровне заработной платы, на пенсиях, чтобы это были не средние показатели, а чтобы это были реальные деньги, на руки, что называется», – сказал Путин.
Путин потребовал от правительства и глав регионов добиться конкретных результатов по выполнению национальных проектов. По его словам, дело не в указе, дело даже не в нацпроектах, в которые упакована наша работа по достижению известных и необходимых для страны показателей. «Дело в результатах этой работы, нам нужны конкретные результаты, людям нужны конкретные результаты», – указал глава государства.
Он напомнил о задачах «добиться прорыва, именно прорыва, по таким важнейшим направлениям, как здравоохранение, образование, инфраструктура». «Именно для того, чтобы ситуация в стране менялась к лучшему, чтобы люди стали жить лучше», – подчеркнул Путин.
Путин привел распространенное выражение «средняя температура по больнице».
«Вот нам среднее по больнице не нужно, нужны конкретные результаты, чтобы люди их увидели»,
– уверен президент.
Для примера он назвал один из показателей нацпроектов об увеличении количества посещений учреждений культуры в два раза. «Сразу возникает вопрос: это кто будет посещать учреждения культуры? Какие учреждения культуры? Будут посещать одни и те же люди, будут просто чаще ходить, либо это будут разные люди? И самое главное – что они там увидят, насколько то, что увидят, услышат, почувствуют, будет соответствовать тому, чтобы люди чувствовали свою связь с национальной культурой, могли бы гордиться сегодняшними достижениями культуры?»
В ответ на замечание Путина уже после заседания вице-премьер Ольга Голодец пообещала, что параметры национального проекта, касающегося культуры, будут скорректированы, в частности, будут уточнены методики подсчетов.
«Сама рабочая группа инициировала уточнение методики счета, потому что действительно такой показатель очень объемный, его нужно насытить конкретными качественными показателями», – сказала вице-премьер. По ее мнению, новый формат работы президиума Госсовета оказался очень эффективным, что позволило за пару дней решить вопросы, на обсуждение которых раньше уходили месяцы: «Я надеюсь, что это приведет к тому, что люди почувствуют очень быстро результаты».
Говоря о показателях посещаемости учреждений культуры, Голодец подчеркнула, что в первую очередь будет учитываться возможность для детей обучаться в школах искусств, кружках. «Речь идет о бесплатном образовании в сфере культуры: художественные школы, музыкальные школы, хореографические студии, нужно увеличить доступность их для детей», – убеждена Голодец. Она добавила, что будет анализироваться и доступность театров, музеев для разных групп населения, пообещав сделать соответствующие подпункты в паспорте национального проекта.
Что может изменить новая форма
«Основная задача Госсовета с самого начала формулировалась как обеспечение связанности всех ветвей власти, чтобы правительство и регионы понимали, что они хотят друг от друга, и чтобы все вместе слышали четкий понятный сигнал от президента», – заявил глава совета Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) Глеб Кузнецов, комментируя новый формат заседания Госсовета. В рамках предыдущего формата, когда все сидели за столом, читали доклады и обменивались своими мнениями, это достигалось не всегда, полагает эксперт, – часто Госсоветы проходили, что называется, для галочки, такое бюрократическое заседание.
«Предложенный сегодня формат, когда идут заседания в рабочих группах и ставится четкая задача относительно результата работы в этих группах, возвращает Госсовет к своей изначальной идее: обеспечение связанности всех ветвей и всех эшелонов власти», – считает политолог.
«Нам не всегда, но зачастую этого не хватало во власти. Единообразное понимание задач очень важно для такой большой и разнообразной страны, как наша,
– сказал Кузнецов газете ВЗГЛЯД. – Когда эксперты, министры и губернаторы собираются на площадках, работают как в группах, так и все вместе над конкретным результатом – это здравая идея».
Губернаторы должны регулярно заниматься моделированием будущего, заявил директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков, комментируя новый формат заседания. По его словам, этот формат может оказаться более перспективным.
«Некоторые критики нынешней системы работы с губернаторами отмечают, что используемые приемы методологической школы вряд ли окажутся эффективными. Думаю, что это не совсем точное понимание целей и задач», – цитируют его «Актуальные комментарии».
«Я не являюсь сторонником «методологов», но на примере пары губернаторов, прошедших «спецкурсы» не так давно, увидел реальные изменения к лучшему. Необходимо ведь не столько привить обучаемым технологические приемы эффективного мышления (что недостаточно и в целом все равно механистично), сколько создать постоянную привычку к глубокой индивидуальной работе по стратегированию. Сформировать культуру такой работы не просто у определенных людей, а на всем этом уровне власти. Какими приемами это будет достигнуто – дело второстепенное. Главное – губернаторы должны регулярно достаточное время заниматься не поверхностными текущими делами, а моделированием будущего», – подчеркнул эксперт.
«На заседании определялся круг участников проектов, критерии, оценки, опорные точки каждого из проектов, решалось, кого привлекать в качестве экспертов и как принимать решения», – заявил в интервью газете ВЗГЛЯД директор Института инструментов политического анализа, профессор ВШЭ Александр Шпунт, комментируя заседание Госсовета.
«Это был очень важный этап, он обязателен, без него нельзя было бы двигаться дальше – и сегодня он успешно завершен», – добавил Шпунт.
Эксперт рассказал, в чем отличие национальных проектов, к примеру, от федеральных целевых программ. По его словам, федеральные целевые программы предполагают «определенный бюджет и параметры», которыми оперирует правительство, а у национальных проектов, несмотря на то, что в них также предполагается участие бюджета, внутренними показателями являются изменения человеческого капитала.
«Например, не количество интернет-тарелок, установленных в школах, а изменение самой структуры образования, – то, что дети в школах начали учиться по электронным учебникам. Или не просто число томографов, установленных в больницах, а то, что в России вообще появилось понятие высокотехнологической медицинской помощи», – уточнил эксперт.
Как напомнил собеседник, самым мощным инструментом в области демографии стала программа материнского капитала, корни которой восходят к программе, начатой в рамках еще первых нацпроектов. Ее результатом, по словам эксперта, также является не количество выданных денег, а изменение демографической ситуации и число рождений.
«Национальные проекты не могут быть делом только правительства и региональных властей, здесь вшита внутрь и деятельность бизнеса, и деятельность НКО, именно поэтому эти проекты – национальные.
Это новый этап российской модернизационной политики, этот инструмент, запущенный в 2005 году, показал, что он дает самую высокую эффективность, поэтому мы к нему обратились», – пояснил Шпунт.
По словам эксперта, национальные проекты призваны двинуть страну вперед, повысить жизненный комфорт, развивать технологии в здравоохранении, вообще в экономике – во всех сферах, обозначенных Путиным в майском указе.
Какой россияне видят социальную справедливость
За несколько часов до заседания Госсовета ВЦИОМ обнародовал результаты исследования, отражающие отношение россиян к принципу социальной справедливости.
За последние пять лет число россиян, утверждающих, что политика властей способствует росту социальной справедливости, увеличилось почти на 10%. При этом доля граждан, полагающих, что власть никак не влияет на уровень справедливости, уменьшилась на 5%. Более половины – 54% россиян – считают, что уровень социальной справедливости в стране не изменился.
Согласно результатам опроса, меньше трети опрошенных (28%) недовольны – они полагают, что общество стало менее справедливым, а вот 16% уверены, что справедливость, наоборот, растет.
Опрошенные поделились мнением, что необходимо для роста справедливости. Большая часть ответов пришлась на «борьбу с коррупцией» и «помощь простым людям». Каждый десятый участник опроса выбрал повышение зарплат и пенсий. Ужесточение законодательства, борьба с безработицей, развитие экономики и усиление социальной политики стали наиболее редкими ответами у респондентов.
Директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов считает, что социологи неслучайно приурочили свою публикацию к заседанию Госсовета, ведь идея справедливости стала одной из ключевых в президентской кампании Путина. «Отсюда и майский указ, и новые проекты, ориентированные на конкретного человека, а не на абстрактные отчеты и цифры. Наши граждане в этом плане абсолютно доверяют национальному лидеру. Он говорит то, о чем многие говорят на собственных кухнях», – сказал газете ВЗГЛЯД Мартынов.
Выступая на заседании Госсовета, обращаясь к главам регионов и федеральным чиновникам, представителям экспертного сообщества, президент акцентировал внимание именно на этом.
«Это не процесс ради процесса, мы все хотим реализовать эту сверхзадачу, которая стоит перед страной и обществом. А поставлена она не президентом, а гражданами всей страны», – сказал Мартынов газете ВЗГЛЯД. Кроме того, есть серьезный социальный запрос на качественные изменения в уровне жизни, инфраструктуре, социальном самочувствии. «Об этом говорили сегодня на Госсовете. Я очень надеюсь, что новый формат – синергия властей и экспертного сообщества – приблизит нас к такому результату», – поделился Мартынов.
По мнению политолога, заседание показало, что экспертов стали гораздо шире привлекать к работе Госсовета. Неслучайно в подготовке заседания в Ялте участвовали такие эксперты, как ректор РАНХиГС Владимир Мау, руководитель ВЭБа Игорь Шувалов, президент РСПП Александр Шохин и глава Сбербанка Герман Греф.
«Госсовет становится той самой площадкой, где федеральная политика сопрягается с региональной повесткой с одной стороны, а с другой все шире обогащается экспертным сообществом. С учетом мнения всех этих групп мы выходим на оптимизацию процесса, на практику. Не демократические рассуждения и не бюрократические действия, где дебет с кредитом сведен, а именно результат», – подытожил политолог.