Следственный комитет России в среду сообщил, что по итогам расследования нападений на российские дипломатические миссии четверо украинцев объявлены в международный розыск и арестованы судом заочно.
Так, установлена причастность к нападению в 2014 году на посольство России в Киеве Владимира Романцова, Алексея Бакая и Владимира Назаренко. Они активно участвовали в умышленной порче имущества миссии, а Назаренко – также в надругательстве над флагом РФ.
Кроме того, в СК указали, что к нападению в марте 2016 года на консульство во Львове и надругательству над флагом РФ причастен депутат Верховной рады 8-го созыва Владимир Парасюк.
«Я в Россию ехать не собираюсь»
Сам Парасюк откликнулся на сообщение из Москвы в осторожном ключе, избегая хамских ноток. Возможно, его и впрямь напрягает угроза попасть в списки Интерпола.
«Я не первый и не последний, против кого они будут применять такие действия. Не нужно акцентировать на этом внимание. Жить дальше. Я в Россию ехать не собираюсь, – заявил член парламента изданию «Обозреватель». – Касательно международного розыска? Посмотрим, что они предпримут дальше, в какие инстанции они будут подавать документы».
Надо отметить, что этот депутат регулярно становится фигурантом различных скандалов даже внутри Украины. В том числе нардепа обвиняли в нападении на полицейского, пытавшегося проверить его автомобиль. Он же был одним из зачинщиков блокады железных дорог, ведущих в ДНР и ЛНР, в январе.
«Парасюк начал грабить поезда. Подождем объявление от шерифа о награде за его голову», – писали по этому поводу в социальных сетях. Причем депутат призывал тогда участников блокады, которая не была санкционирована Киевом, использовать оружие против украинских силовиков, если те попытаются снять блокаду.
Напомним, что сразу же после нападения на консульство полиция Львова тоже открыла уголовное дело – по ст. 338 УК Украины («Публичное надругательство над официально установленным или понятым флагом или гербом иностранного государства»). Однако Парасюк с удовольствием пользуется депутатским иммунитетом, поэтому дело зависло, как и другие, в которых тоже засветился «герой евромайдана».
Не по-европейски
Депутат Европарламента от Эстонии Яна Тоом выразила удивление подобной тактикой. «В принципе, в Европе в наших традициях депутатский иммунитет никогда никому не препятствует. Иммунитетом прикрываться просто нельзя», – объяснила она газете ВЗГЛЯД.
«В Европарламенте мы снимаем иммунитет со своих коллег, это нормальная практика. Это, конечно же, должна была сделать Рада.
Они должны были снять иммунитет, и тогда суд мог бы разбираться. Снятие иммунитета не означает наказания автоматического, это означает только возможность суду сделать свою работу», – подчеркнула собеседница.
Нападать на беззащитные дипломатические миссии везде в мире считается «не круто». На вопрос, могут ли его российские коллеги добиться того, чтобы для Парасюка закрылись по крайней мере все международные площадки, зампред комитета Совфеда по международным делам Андрей Климов отметил: «Если будет постановление верхней или нижней палаты российского парламента, то наши дипломаты по своим каналам, естественно, обратят внимание политиков других стран на подобные действия».
Запад поддерживает такого рода акции
Как напомнил сенатор газете ВЗГЛЯД, речь идет о суверенном пространстве Украины. «Нам далеко не все нравится, что там происходит, однако сделать людей нерукопожатными очень непросто. К сожалению, мы ограничены здесь в воздействиях на эту публику, – добавил Климов. – Более того, некоторые наши западные «партнеры» нарочно поддерживают такого рода акции и делают из них там каких-то героев».
Климов сомневается в том, что на выходки Парасюка обратит внимание ПАСЕ. «ПАСЕ – это такая курилка, где довольно вольготно чувствуют себя русофобы. Они под себя ее отформатировали, добились того, чтобы нас незаконно лишили права голоса, и правят там бал», – подчеркнул сенатор. «Так что это явно не то место», – заметил собеседник.
Как писала газета ВЗГЛЯД, в июне 2014 года радикалы напали на наше посольство в Киеве. В здание дипмиссии полетели взрывпакеты, камни, с флагштока сорвали российский флаг. Агрессивно настроенные лица, вооружившись топорами, бейсбольными битами, камнями, бутылками с зажигательной смесью и другими предметами, скандируя антироссийские лозунги, перевернули, повредили и уничтожили несколько дипломатических автомобилей, припаркованных на стоянке, а также разобрали брусчатку перед зданием посольства.
В нападении участвовали более 1500 человек. В результате зданию и другому имуществу посольства причинен материальный ущерб на 18,8 млн рублей.
В марте 2016 года сразу несколько российских представительств подверглись нападению радикалов в ходе акций в поддержку Надежды Савченко. Около 300 человек собрались на митинг у посольства в Киеве с требованием освободить Савченко. Неизвестные начали бить припаркованные автомобили, повредив три транспортных средства. Затем радикалы забросали посольство России камнями. На воротах посольства установили украинский флаг. В этой акции принимали участие около 100 человек.
Тогда же во Львове около 250 человек устроили беспорядки перед российским консульством. «Заводилой» выступил Владимир Парасюк (получивший известность во время евромайдана в качестве командира одной из сотен). Он попросил пропустить его на территорию консульства, чтобы передать петицию. Его пропустили, после этого Парасюк бросился к флагштоку и сорвал флаг. Здание забросали петардами.
Тема Парасюка прозвучит на 170 парламентов
Сенатор Климов пообещал газете ВЗГЛЯД все же поднять вопрос Парасюка среди коллег из других стран на ассамблее Межпарламентского союза (МПС), которая намечена в Петербурге на 14–18 октября.
«Может, мы какое-то совместное действие и сможем предпринять», – не исключил сенатор. Так, МПС «предусматривает меры воздействия на те страны, которые преследуют парламентариев. Но там пока нет норм, никто не ставил вопрос, чтобы преследовать парламентариев, которые участвуют в нападении на чужую дипломатическую миссию. Потому что в нормальных странах за это уголовная ответственность наступает», – отметил Климов.
По его словам, МПС – более предпочтительная площадка. «Там очень много серьезных делегаций более чем от 170 парламентов, причем у США нет никакого большинства, они там не командуют парадом», – подчеркнул Климов.
Кроме того, «сложнее, но все-таки можно» поднять этот вопрос на парламентской ассамблее ОБСЕ, а также в рамках АСЕП (парламентское партнерство «Азия – Европа»), но тема сложная, ведь таких вопиющих, диких случаев происходит в мире не так уж много, отметил собеседник.
«Я боюсь, что в Европе никак это никто оценивать не будет, потому что Европа в отношении России и Украины не слишком объективна, скажем так», – отметила евродепутат Яна Тоом. «Существует несколько депутатов, которые эту тему, возможно, поднимут, но это не привлечет внимания коллег. Во-первых, потому что у нас свои, довольно хрупкие отношения с Украиной, какие-то иллюзии сохраняются. Во-вторых, у нас Каталония сейчас, и она, конечно, нам намного ближе к телу. Да, отдельные депутаты, которые осудят это поведение, безусловно, будут, может быть, даже их будет несколько десятков. Но это не будет консолидированная позиция парламента, абсолютно точно говорю», – добавила она. «Возможно, мы поднимем эту тему на заседании делегации Россия – ЕС, членом которой я являюсь. Но это не надо путать с Европарламентом, это другой уровень влияния, другой мандат, не настолько весомо, конечно же», – также отметила собеседница.