«Россия выдвинула предложение по безопасности в воздушном пространстве в Балтийском море. Я приветствую признаки стремления продолжать принимать меры по сокращению рисков», – заявил в среду генсек Североатлантического альянса Йенс Столтенберг после заседания совета Россия – НАТО в Брюсселе.
Если ты подлетел к границе без этого блока, литовский радар тебя не видит и, соответственно, не дает тебе входа в их воздушное пространство
Такие договоренности могли бы стать первым и важным шагом на пути к деэскалации, заявил в свою очередь постпред России при НАТО Александр Грушко по итогам заседания. «Транспондеры – это сложнейшая проблема, связанная с тем, как регулировать военное воздушное движение и гражданское воздушное движение. Это не только проблема, связанная с практикой полетов российской авиации в этом регионе. Это проблема, которая должна решаться во взаимодействии между гражданскими и военными службами», – сказал Грушко.
Поэтому, по его словам, российская сторона заявила о согласии с предложением финского президента о полетах с включенными транспондерами в определенных регионах Балтийского моря. «Но учитывая всю комплексность вопросов и необходимость рассмотрения большого количества технических аспектов, а также принимая во внимание различие практик у различных стран – не все страны НАТО летают с включенными транспондерами. Скорее, все летают с выключенными транспондерами», – заявил постпред. Он отметил, что этот вопрос требует участия специалистов. «Мы хотим, чтобы военные специалисты собрались и договорились об этом. Если будет достигнута такая договоренность, это могло бы стать первым и очень важным шагом на пути к деэскалации, о которой все время говорят наши партнеры», – сказал Грушко.
Решение проблемы, связанной с безопасностью полетов авиации над Балтийским морем, – «это тот маленький шаг, который требуется для разрядки напряженности и нормализации ситуации на Балтике», добавил в среду и министр обороны Финляндии однофамилец президента Юсси Ниинисте.
За договоренностью о полетах авиации на Балтике должны последовать другие – о взаимном снижении военной активности и военного присутствия там в принципе, добавил в интервью РИА «Новости» председатель комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев.
Так называемая проблема транспондеров, то есть систем, позволяющих увидеть расположение несущего данный прибор самолета другими самолетами и наземными службами, имеет давнюю историю. Один из последних примеров: в мае и июне истребители НАТО выполняли сопровождение российских самолетов и истребителей. Минобороны Латвии тогда утверждало, что наши самолеты летели без предоставленного плана полетов, без включенной радиолокационной системы и без поддержки связи с центром управления полетов. Однако российское Минобороны всегда заявляло, что никакого нарушения международных правил полетов в этом нет. Действительно, с какой стати российская боевая авиация должна предоставлять план полетов стране, которая входит в НАТО?
И тем не менее в начале июля президент Владимир Путин согласился с предложением своего финского коллеги Саули Ниинисте о необходимости разработать систему мер авиабезопасности в балтийском регионе. Как сообщала на прошлой неделе газета ВЗГЛЯД, министр обороны Сергей Шойгу, выполняя указание президента, поручил подготовить соответствующие предложения. В частности, предполагается использовать во время полетов авиацию с включенными транспондерами. Именно эта идея и обсуждалась, в частности, на совете Россия – НАТО.
За последние годы страны НАТО неоднократно обвиняли Россию в том, что ее военные самолеты совершают рейсы рядом с международными воздушными трассами, якобы создавая угрозу безопасности полетов гражданских лайнеров. Причем главная опасность якобы исходит не столько от военного характера этих самолетов, сколько от того, что они летают с выключенными транспондерами, что делает их «невидимыми» для гражданских машин и гражданских авиадиспетчеров. Впрочем, как выяснили немецкие журналисты, экипажи самолетов НАТО тоже не всегда включают транспондеры. Газета ВЗГЛЯД уже публиковала подробный анализ взаимных обвинений.
Дорого и долго
Тем временем военные эксперты уже начали обсуждать техническую сторону возможного соглашения с НАТО. Чтобы оснастить большинство самолетов балтийской морской авиации транспондерами, может потребоваться слишком много денег и времени, предупредил в интервью газете ВЗГЛЯД один из бывших высокопоставленных офицеров ВВС России.
«Раньше не было на наших военных самолетах никаких транспондеров. У нас в качестве дополнительной аппаратуры опознавания стояли СО-69 – это самолетный ответчик диспетчерский, и то не на всех. Предтеча современных транспондеров. Образно говоря, летит самолет, у диспетчера появляется метка на радаре. Диспетчер наводит курсор – и на экране там высвечивается высота полета, остаток топлива, номер борта, рейса, иногда позывной командира экипажа. В общем, основные параметры. Если СОД отзывается, значит, это наш борт, российский. И не надо каждого спрашивать, ты куда летишь, на какой высоте. Может, на последних самолетах уже что-то изменилось, но ведь в целом у нас подавляющее большинство самолетов до сих пор старые», – посетовал отставной офицер.
«В 1994 году мы заключили временное соглашение с Литвой «на период вывода войск» и по нему с тех пор и летали 20 лет из Калининградской области в большую Россию. По этому соглашению любой самолет в воздушном пространстве Литвы должен быть оборудован блоком RBS – это то, что теперь называют транспондером. Если ты подлетел к границе без этого блока, литовский радар тебя не видит и, соответственно, не дает тебе входа в их воздушное пространство. При этом единовременно в воздушном пространстве Литвы мог находиться только один военный самолет. Если у тебя нет транспондера, значит, иди в Калининград только по морю – из Питера над Финским заливом, огибая всю Прибалтику. Получается вдвое дольше», – пояснил собеседник.
«Тогда централизованно закупили три штуки. Без доработок их поставили на Ан-26. На них можно было достаточно быстро решить проблему за счет какого-то блока. А на современных? Не знаю. Официальная информация о количестве наших военных самолетов в Прибалтике закрыта, но в любом случае, надо несколько сотен таких транспондеров приобретать и на разные модели самолетов ставить. Транспондер может стоить тысячу долларов, а установка – несколько тысяч. В каждом самолете несколько десятков километров проводов. Все уложено, надо менять увязку всех проводов. Надо обращаться в КБ – «Ильюшин», «Туполев», «Сухой» и так далее», – перечислил источник.
«Скорее всего, будет на каждый авиаполк два–три транспондера. Когда появится задача лететь в тот регион, где его надо включать, то будут выдавать специально на один полет», – предположил офицер запаса.
С мнением источника в интервью газете ВЗГЛЯД в целом согласился и бывший командующий 4-й воздушной армией ВВС и ПВО, Герой России генерал-лейтенант Валерий Горбенко. «Такое оборудование стоит на гражданской и военно-транспортной авиации. Раньше на военных самолетах нигде оно не устанавливалось. Мне сложно сказать, сколько будут стоить теперь блоки», – сказал генерал-лейтенант. Правда, Горбенко сомневается, что ради экономии блоки можно будет выпустить в небольшом количестве и использовать по очереди. «В любом случае, аппарат просто так с собой не возьмешь, как мобильный телефон в карман. Надо устанавливать, подключать к системе электроснабжения. Придется делать доработку на каждом самолете на авиазаводах. Соответственно, это дорого», – признал бывший командарм.
Источник в российском авиапроме также подтвердил газете ВЗГЛЯД, что установка соответствующей аппаратуры «потребует разработки опытно-конструкторской документации и значительных сил и средств».