Политика

13 июля 2016, 22:15

Решение «проблемы транспондеров» обойдется России недешево

Фото: Донат Сорокин/ТАСС

Одной из тем прошедшего в среду заседания совета Россия – НАТО стала знаменитая «проблема транспондеров». Именно в отсутствии подобных устройств на российской боевой авиации упрекают нашу страну представители НАТО. Президент Путин уже дал поручение решить эту проблему, однако исполнение приказа не только займет длительное время, но и обойдется недешево.

«Россия выдвинула предложение по безопасности в воздушном пространстве в Балтийском море. Я приветствую признаки стремления продолжать принимать меры по сокращению рисков», – заявил в среду генсек Североатлантического альянса Йенс Столтенберг после заседания совета Россия – НАТО в Брюсселе.

Если ты подлетел к границе без этого блока, литовский радар тебя не видит и, соответственно, не дает тебе входа в их воздушное пространство

Такие договоренности могли бы стать первым и важным шагом на пути к деэскалации, заявил в свою очередь постпред России при НАТО Александр Грушко по итогам заседания. «Транспондеры – это сложнейшая проблема, связанная с тем, как регулировать военное воздушное движение и гражданское воздушное движение. Это не только проблема, связанная с практикой полетов российской авиации в этом регионе. Это проблема, которая должна решаться во взаимодействии между гражданскими и военными службами», – сказал Грушко.

Поэтому, по его словам, российская сторона заявила о согласии с предложением финского президента о полетах с включенными транспондерами в определенных регионах Балтийского моря. «Но учитывая всю комплексность вопросов и необходимость рассмотрения большого количества технических аспектов, а также принимая во внимание различие практик у различных стран – не все страны НАТО летают с включенными транспондерами. Скорее, все летают с выключенными транспондерами», – заявил постпред. Он отметил, что этот вопрос требует участия специалистов. «Мы хотим, чтобы военные специалисты собрались и договорились об этом. Если будет достигнута такая договоренность, это могло бы стать первым и очень важным шагом на пути к деэскалации, о которой все время говорят наши партнеры», – сказал Грушко.

Решение проблемы, связанной с безопасностью полетов авиации над Балтийским морем, – «это тот маленький шаг, который требуется для разрядки напряженности и нормализации ситуации на Балтике», добавил в среду и министр обороны Финляндии однофамилец президента Юсси Ниинисте.

За договоренностью о полетах авиации на Балтике должны последовать другие – о взаимном снижении военной активности и военного присутствия там в принципе, добавил в интервью РИА «Новости» председатель комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев.

Так называемая проблема транспондеров, то есть систем, позволяющих увидеть расположение несущего данный прибор самолета другими самолетами и наземными службами, имеет давнюю историю. Один из последних примеров: в мае и июне истребители НАТО выполняли сопровождение российских самолетов и истребителей. Минобороны Латвии тогда утверждало, что наши самолеты летели без предоставленного плана полетов, без включенной радиолокационной системы и без поддержки связи с центром управления полетов. Однако российское Минобороны всегда заявляло, что никакого нарушения международных правил полетов в этом нет. Действительно, с какой стати российская боевая авиация должна предоставлять план полетов стране, которая входит в НАТО?

И тем не менее в начале июля президент Владимир Путин согласился с предложением своего финского коллеги Саули Ниинисте о необходимости разработать систему мер авиабезопасности в балтийском регионе. Как сообщала на прошлой неделе газета ВЗГЛЯД, министр обороны Сергей Шойгу, выполняя указание президента, поручил подготовить соответствующие предложения. В частности, предполагается использовать во время полетов авиацию с включенными транспондерами. Именно эта идея и обсуждалась, в частности, на совете Россия – НАТО.

За последние годы страны НАТО неоднократно обвиняли Россию в том, что ее военные самолеты совершают рейсы рядом с международными воздушными трассами, якобы создавая угрозу безопасности полетов гражданских лайнеров. Причем главная опасность якобы исходит не столько от военного характера этих самолетов, сколько от того, что они летают с выключенными транспондерами, что делает их «невидимыми» для гражданских машин и гражданских авиадиспетчеров. Впрочем, как выяснили немецкие журналисты, экипажи самолетов НАТО тоже не всегда включают транспондеры. Газета ВЗГЛЯД уже публиковала подробный анализ взаимных обвинений.

Дорого и долго

Тем временем военные эксперты уже начали обсуждать техническую сторону возможного соглашения с НАТО. Чтобы оснастить большинство самолетов балтийской морской авиации транспондерами, может потребоваться слишком много денег и времени, предупредил в интервью газете ВЗГЛЯД один из бывших высокопоставленных офицеров ВВС России.

«Раньше не было на наших военных самолетах никаких транспондеров. У нас в качестве дополнительной аппаратуры опознавания стояли СО-69 – это самолетный ответчик диспетчерский, и то не на всех. Предтеча современных транспондеров. Образно говоря, летит самолет, у диспетчера появляется метка на радаре. Диспетчер наводит курсор – и на экране там высвечивается высота полета, остаток топлива, номер борта, рейса, иногда позывной командира экипажа. В общем, основные параметры. Если СОД отзывается, значит, это наш борт, российский. И не надо каждого спрашивать, ты куда летишь, на какой высоте. Может, на последних самолетах уже что-то изменилось, но ведь в целом у нас подавляющее большинство самолетов до сих пор старые», – посетовал отставной офицер.

«В 1994 году мы заключили временное соглашение с Литвой «на период вывода войск» и по нему с тех пор и летали 20 лет из Калининградской области в большую Россию. По этому соглашению любой самолет в воздушном пространстве Литвы должен быть оборудован блоком RBS – это то, что теперь называют транспондером. Если ты подлетел к границе без этого блока, литовский радар тебя не видит и, соответственно, не дает тебе входа в их воздушное пространство. При этом единовременно в воздушном пространстве Литвы мог находиться только один военный самолет. Если у тебя нет транспондера, значит, иди в Калининград только по морю – из Питера над Финским заливом, огибая всю Прибалтику. Получается вдвое дольше», – пояснил собеседник.

«Тогда централизованно закупили три штуки. Без доработок их поставили на Ан-26. На них можно было достаточно быстро решить проблему за счет какого-то блока. А на современных? Не знаю. Официальная информация о количестве наших военных самолетов в Прибалтике закрыта, но в любом случае, надо несколько сотен таких транспондеров приобретать и на разные модели самолетов ставить. Транспондер может стоить тысячу долларов, а установка – несколько тысяч. В каждом самолете несколько десятков километров проводов. Все уложено, надо менять увязку всех проводов. Надо обращаться в КБ – «Ильюшин», «Туполев», «Сухой» и так далее», – перечислил источник.

«Скорее всего, будет на каждый авиаполк два–три транспондера. Когда появится задача лететь в тот регион, где его надо включать, то будут выдавать специально на один полет», – предположил офицер запаса.

С мнением источника в интервью газете ВЗГЛЯД в целом согласился и бывший командующий 4-й воздушной армией ВВС и ПВО, Герой России генерал-лейтенант Валерий Горбенко. «Такое оборудование стоит на гражданской и военно-транспортной авиации. Раньше на военных самолетах нигде оно не устанавливалось. Мне сложно сказать, сколько будут стоить теперь блоки», – сказал генерал-лейтенант. Правда, Горбенко сомневается, что ради экономии блоки можно будет выпустить в небольшом количестве и использовать по очереди. «В любом случае, аппарат просто так с собой не возьмешь, как мобильный телефон в карман. Надо устанавливать, подключать к системе электроснабжения. Придется делать доработку на каждом самолете на авиазаводах. Соответственно, это дорого», – признал бывший командарм.

Источник в российском авиапроме также подтвердил газете ВЗГЛЯД, что установка соответствующей аппаратуры «потребует разработки опытно-конструкторской документации и значительных сил и средств».

Текст: Юрий Зайнашев

Вам может быть интересно

ВСУ покинули позиции вблизи Архангельского под Авдеевкой
Темы дня

Грузинские власти борются за роль сталинской «редиски»

Несмотря на угрозы со стороны Запада и решимость оппозиции устроить побоище на улицах Тбилиси, власти Грузии намерены довести до конца дело с местным аналогом закона об иноагентах и утвердить его. Они не могут поступить иначе, поскольку являются теми, кого Сталин сравнивал с редиской.

Одесса ждет от России справедливости за 2 мая

Десять лет назад столкновения между противниками и сторонниками Евромайдана привели к одной из самых трагических страниц в современной истории – пожару в одесском Доме профсоюзов. Жертвами тех событий стали десятки человек, сотни получили травмы. Организаторы и провокаторы массовых беспорядков до сих пор не наказаны. События в Одессе стали поворотным моментом не только для ополчения Донбасса, но и для всех участников Русской весны, в том числе в Харькове, Николаеве и Запорожье.

В МИД допустили связь высказываний Макрона с днями недели

Выжившая в Доме профсоюзов в Одессе рассказала о пытках в «коридоре позора»

Американский генерал призвал поощрять бежавших за рубеж украинцев к службе в ВСУ

Новости

Блиновская решила заявить о банкротстве

Обвиняемая в неуплате более 900 млн рублей налогов блогер Елена Блиновская решила попросить Арбитражный суд Москвы признать ее банкротом, следует из данных Единого федерального реестра юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Bloomberg: Возвращение релокантов ускоряет рост экономики России

Российская экономика ускоряет рост по мере возвращения уехавших из страны после начала СВО россиян, сообщает Bloomberg.

В Британии заявили об уязвимости страны перед ракетными атаками

Многолетнее сокращение оборонных расходов Британии сделало страну уязвимой перед потенциальной угрозой ракетных и беспилотных атак, сообщает канал Sky News со ссылкой на источники в минобороны страны и мнение ветеранов холодной войны.

Путин провел рабочую встречу с губернатором Тульской области Дюминым

Президент России Владимир Путин назвал впечатляющим рост промышленности Тульской области, а также похвалил регион за активное развитие строительного сектора и успехи в других сферах. Об этом он заявил на встрече с тульским губернатором Алексеем Дюминым.

Дуров рассказал о своих украинских корнях

Основатель Telegram Павел Дуров рассказал о своем интересе к украинскому языку, который возник еще в подростковом возрасте.

Минобороны показало уничтожение опорника ВСУ из танка прямой наводкой (ВИДЕО)

Российское военное ведомство опубликовало видео, на котором танкисты 68 армейского корпуса уничтожили опорный пункт ВСУ прямой наводкой.

Мэр Тбилиси заявил о попытке хозяев оппозиции «повторить киевские спектакли» в столице Грузии

Радикальная оппозиция и их хозяева стараются устроить в Грузии события по типу Майдана, заявил генсек правящей «Грузинской мечты», мэр Тбилиси Каха Каладзе, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

У военкоматов Киева образовались очереди из пытающихся обновить данные

Огромные очереди из военнообязанных образовались у военкоматов в Киеве, люди спешат обновить свои данные до вступления в силу нового закона об усилении мобилизации, сообщили украинские СМИ.

Грузовик в Киргизии врезался в группу детей

В киргизском поселке грузовой автомобиль без водителя сбил 29 детей на празднике, трое из них находятся в тяжелом состоянии, сообщили в пресс-службе министерства здравоохранения страны.

Синоптик предупредил о похолодании до минус шести градусов в европейской части России

В ближайшие дни в европейской части России ожидается резкое понижение температуры, которое приведет к заморозкам, сообщил научный руководитель Гидрометцентра Роман Вильфанд.

Советник главы ДНР рассказал о значении взятия Бердычей

Освобождение села Бердычи под Авдеевкой расширяет плацдарм российских войск и позволит усилить огневое давление на дорогу, ведущую к Покровску, заявил советник главы региона Игорь Кимаковский.

Макрон не исключил отправки французских войск на Украину

Французский президент Эмманюэль Макрон журналу The Economist в очередной раз заявил, что не исключает отправку военнослужащих на Украину.
Мнения

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?