В деле интеграции постсоветского пространства сделан серьезный шаг – в четверг президенты России, Белоруссии и Казахстана Владимир Путин, Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев, собравшись в Астане, поставили подписи под Договором о создании Евразийского экономического союза.
Сегодня мы вместе создаем мощный, притягательный центр, крупный региональный рынок, который объединяет более 170 миллионов человек
Договор будет ратифицирован в парламентах трех стран до конца года. «Я предлагаю синхронизировать сроки этой работы в трех государствах, чтобы союз начал полноценно функционировать с 1 января 2015 года», – заявил один из инициаторов соглашения Нурсултан Назарбаев, который, заметим, еще в середине 1990-х выдвинул идею создания Евразийского союза на основе СНГ.
Напомним, что ранее, еще в процессе подготовки тройственного договора, Назарбаев заявлял, что ЕАЭС планируется как чисто экономическая организация, но не исключено преобразование его в политическое объединение. Даже как сугубо экономическая структура ЕАЭС представляет собой весьма серьезную величину.
Как отметил, выступая на заседании Путин, «сегодня мы вместе создаем мощный, притягательный центр экономического развития, крупный региональный рынок, который объединяет более 170 миллионов человек». ЕАЭС, как подчеркнул российский лидер, «обладает огромными запасами природных ресурсов, в том числе энергетических. На него приходится пятая часть мировых запасов газа и почти 15 процентов – нефти». Добавим, что три государства-подписанта уже сейчас имеют общую таможенную территорию, а суммарный ВВП стран ЕАЭС составляет 85% валового продукта всех стран СНГ.
«Некоторая неудовлетворенность» Лукашенко
Непосредственно перед подписанием первый вице-премьер Игорь Шувалов сообщил, что делегациям России, Белоруссии и Казахстана «удалось снять все разногласия». Вразрез с Шуваловым на самой встрече белорусский лидер Александр Лукашенко внес определенный диссонанс, посетовав на свою «некоторую неудовлетворенность». «У нас есть еще возможность сделать наши договоренности лучше, к взаимной выгоде всех участников договора, – заявил президент Белоруссии. – И будучи искренним, надежным партнером, а по-иному Беларусь и не может, мы обязательно об этом поговорим и с президентом России, и с президентом Казахстана».
При этом белорусский лидер призвал «уняться» тех, кто считает, что Минск при обсуждении договоренностей о создании Евразийского экономического союза требовал для себя уступок и бонусов. «Советский Союз развалился, когда союзные республики вдруг решили, что они кого-то кормят, а сами могли бы жить лучше. Сейчас опять достается этот опробованный жупел. Никаких уступок, к примеру, Белоруссия не требует. Каждый в интеграцию вносит нечто такое, что интересно всем. И этот вклад абсолютно не обязан измеряться только тоннами, кубометрами или баррелями».
Отметим, что в последнее время Минск все чаще проявляет «особое мнение», в том числе и в отношении к Украине – так, Лукашенко уже дружески общался с главой киевского режима Александром Турчиновым, одним из первых поздравил Петра Порошенко с избранием на пост президента, а референдумы о федерализации в Донецкой и Луганской областях назвал не имеющими значения.
Три плюс два
ЕАЭС вскоре может пополниться еще двумя участниками. О намерении вступить в объединение заявили президенты Армении и Киргизии Серж Саргсян и Алмазбек Атамбаев. Саргсян, участвовавший в заседании в Астане, и предложил примкнуть к ЕАЭС до 15 июня, с тем чтобы с 2015 года его страна тоже стала полноценным членом нового союза. «Новый год, конечно же, мы хотели бы встретить в Евразийском экономическом союзе», – сказал президент Армении. Атамбаев, в свою очередь, заявил о готовности вступить не в ЕАЭС, а в Таможенный союз до конца года.
Как напоминает пресс-служба Кремля, работа над договором была начата еще в ноябре 2011 года на первом саммите Высшего Евразийского экономического совета. Тогда президенты России, Белоруссии и Казахстана приняли декларацию о евразийской экономической интеграции, которая стала своего рода «дорожной картой» развития интеграционного взаимодействия.
С российской стороны «идеологию» ЕАЭС сформулировал президент Путин в программной статье, опубликованной в октябре 2011 года в газете «Известия». «Во-первых, речь не идет о том, чтобы в том или ином виде воссоздать СССР, – отметил тогда российский лидер. – Наивно пытаться реставрировать или копировать то, что уже осталось в прошлом, но тесная интеграция на новой ценностной, политической, экономической основе – это веление времени».
Преодолевая фобии и санкции
Политические и экономические выгоды от подписания договора очевидны, подчеркнул в беседе с газетой ВЗГЛЯД политолог, директор Института стран СНГ Константин Затулин. «В тот момент, когда страны Запада накладывают на Россию санкции, а на Украине идет гражданская война, а у власти находятся враждебные России политики, Россия добилась определенного успеха в сплочении своих ближайших соседей – Белоруссии и Казахстана в проекте сначала Таможенного, а потом Евразийского союза», – подчеркивает эксперт.
Россия, стремясь создать вокруг себя союз дружественных государств, сделала ставку на экономическую интеграцию – создание зоны свободной торговли, свобода для перемещения рабочей силы, констатирует Затулин.
Но, отмечает эксперт, Запад будет создавать препятствия для реализации этого проекта, исходя из сугубо политических соображений. «Есть заинтересованность Запада не дать объединиться в какой-либо форме каким-то частям постсоветского пространства. Есть известные подозрения, фобии, связанные с возрождением Советского Союза», – подчеркивает политолог. С похожими фобиями, только уже со стороны партнеров по интеграции, пришлось бороться президенту Путину при подготовке договора о ЕАЭС, отмечает Затулин.
«России пришлось пойти на целый ряд уступок, касающихся свободной торговли, расширения возможностей экспорта наших энергоносителей Белоруссии, – отмечает эксперт. – Россия на все это пошла, понимая, что эффект от такого объединения выше текущих возможных убытков. Сейчас ставится точка в споре о том, в состоянии ли Россия добиваться от своих соседей взаимности в своих интеграционных планах, что главное».
Один из важных аспектов создания ЕАЭС, по мнению Затулина, – Белоруссия и Казахстан становятся посредниками в преодолении западных санкций против России, «поскольку против Астаны и Минска санкции не введены». «Таким образом, Казахстан и Белоруссия получают шанс заработать на посредничестве в случае необходимости, если вдруг России такое посредничество потребуется», – отмечает Затулин.
Киргизские трудности и армянский вопрос
Эксперт, кроме того, считает, что присоединение Киргизии к союзу станет мерой экономического спасения для этой страны, поскольку она продолжает балансировать между целостностью и распадом. «В состоянии ли Киргизия выполнять требования, которые накладываются на членов Евразийского и Таможенного союза? – замечает Затулин. – Вот тот вопрос, который беспокоит больше всего в процессе присоединения Киргизии к интеграционным объединениям».
В отношении Армении, по мнению Затулина, возникает препятствие политического порядка, полагает политолог. Речь идет о позиции Азербайджана. «Он сам-то и не собирается в этот союз, но и Армении не хочет давать шанса. Поэтому он действует на Белоруссию и Казахстан, чтобы они выступили лоббистами интересов Азербайджана и не пустили Армению в Евразийский союз», – полагает собеседник. «Россия в состоянии преодолеть этот вопрос своим авторитетом», – отмечает политолог.
Станет серьезным центром притяжения
Подписание договора о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) означает переход евразийской интеграции на качественно новый уровень, считает глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков.
По словам Пушкова, «подписание договора станет не только подтверждением успешности интеграционных процессов между Россией, Казахстаном и Белоруссией, но и опровержением расчетов внешних центров силы на экономическое и политическое подчинение себе этих государств». «В свое время, когда этот процесс только начинался – и начинался при самой активной роли России – не было недостатка в скептических оценках его перспектив. Преобладающая часть скептицизма исходила от Запада. Нам словно внушали, что на экономическую интеграцию способны только страны Запада, но никак не государства постсоветского пространства, и что их единственное предназначение состоит в том, чтобы стать сателлитами западных интеграционных группировок», – напомнил Пушков.
«Можно предположить, что в перспективе к Евразийскому экономическому союзу присоединятся и некоторые другие страны», – добавил глава комитета. При этом он считает, что «здесь не нужна спешка». «Интеграционным процессам в Европе понадобилось более 40 лет, чтобы они привели к формированию современного Европейского союза. Евразийский экономический союз возник за гораздо более короткий срок и, учитывая объективные экономические интересы ряда государств, находящихся на постсоветском пространстве, можно ожидать, что ЕАЭС станет для них серьезным центром притяжения», – заключил Пушков.