Темой номер один на круглом столе по сельским школам стала проблема привлечения в село молодых педагогов. По предварительной информации, которую регионы представили на форум, дефицит учителей в сельских школах разных субъектов РФ составляет от 15 до 35 процентов.
Денег нет, мы это понимаем. Но тогда давайте не преследовать директоров из-за того, что нет денег
Молодые педагоги не «идут в деревню» по целому ряду причин: крайне тяжелые условия, особенно в отдаленных районах, бытовая неустроенность, низкая заработная плата. К этим проблемам прибавилась и растущая тенденция по сокращению числа школ на селе.
Руководитель рабочей группы Тамбовского отделения Общероссийского народного фронта Владимир Косов предложил разрубить гордиев узел нехватки педагогов на селе следующим образом: приравнять работу в сельской школе к альтернативной службе в армии. «Предлагаю приравнять пять лет работы в сельской глубинке в ста километрах от райцентра к году военной службы», – сказал представитель ОНФ, напомнив, что в годы существования СССР сельским учителям предоставляли отсрочку от армии до достижения 27 лет. Предложение Косова участники круглого стола встретили одобрением. В процессе обсуждения этого предложения были внесены коррективы. В частности, чтобы учителям-«альтернативщикам» либо давалось льготное жилье, либо предоставлялась льготная ипотека.
Педагог Марина Кускова также предложила коренным образом пересмотреть программы подготовки специалистов. «Нужно так, чтобы профессиональная ориентированность была с самого первого курса пединститута, – сказала участница форума газете ВЗГЛЯД. – Надо, чтобы студент знал, что такое работа с детьми, у которых ограниченные возможности по здоровью, что такое работа с одаренными детьми». По словам Кусковой, большинство молодых преподавателей узнают о таких вещах не в стенах вуза, а уже в процессе работы в школе.
Побороть асоциальный образ жизни
Участники круглого стола также предлагают, в частности, прекратить сокращение малокомплектных школ. Работники образования напрямую связывают поддержку села с проблемой малокомплектности сельских школ, которые в итоге подвергаются оптимизации. Был сделан вывод: нужно поддержать село, в таком случае не придется ликвидировать малокомплектные школы. Одной из первоочередных задач является забота о том, чтобы отец и мать ребенка имели полноценный заработок, который бы позволил и прокормить семью, и уделять должное внимание ребенку. «В такой семье родители будут работать и воспитывать ребенка, а не, скажем, вести асоциальный образ жизни», – сказала газете ВЗГЛЯД Марина Кускова.
Большинство участников сошлись во мнении, что в село необходимо внедрять такие инновации, как сетевое и дистанционное образование. Сетевое образование – это система, в которой, скажем, школа с математическим уклоном тесно сотрудничает с соответствующим вузом. Такая система действовала в советские времена. В процессе массового перехода школ на ЕГЭ от сетевого образования стали отказываться.
О директорах и управляющих
«Ответственность директора – только за то, чтоб его полномочия были поддержаны финансово», – считают педагоги. Если директор, скажем, не может обеспечить должный уровень противопожарной безопасности в сельской школе (что является тенденцией), то ответственность за это должна лежать не на руководителе школы, а на муниципальном руководстве, которое финансирует школу. Сейчас же, по словам участников, многие муниципальные руководители предпочитают перекладывать ответственность за плохую противопожарную подготовку на директоров. «А что делать директору? Он что, за свои деньги должен этим заниматься?» – задают педагоги риторический вопрос.
«Денег нет, мы это понимаем. Но тогда давайте не преследовать директоров из-за того, что нет денег», – заявил газете ВЗГЛЯД Мухаммед Михов, директор школы города Тырныауз (Кабардино-Балкария). Как говорит Михов, весь интернет завален публикациями об уголовных преследованиях директоров школ, особенно провинциальных.
Еще одной больной темой стала перенасыщенность системы образования бюрократическими звеньями. Как говорят педагоги, в рамках исполнения федерального закона № 044 «О контрактной системе в сфере закупок» при каждом районо были введены должности контрольных управляющих по закупкам. «Эти управляющие сидят в школах, во всех образовательных учреждениях, далее по ступенькам – в комитетах по образованию и так далее», – говорит делегат Марина Кускова. Как говорит педагог, институт контрольных управляющих со временем превратился в огромную неповоротливую структуру. Содержание этой структуры легло на плечи бюджетов и забрало деньги непосредственно у учителей. Управляющие по закону мыслились как помогающая директорам школ служба сопровождения. Но вместо этого на практике «сопровожденцы» превратились в очередную надзорную службу, а эта служба в свою очередь стала дополнительной проблемой. «Теперь на областном уровне учитывают только отчеты управляющих, а не мнение директоров школ, – говорят участники форума. – Ни один юрист или экономист из областной администрации не хочет помочь несчастному директору сельской школы».
«По новому закону об образовании, на управляющих лежат только обязанности по методической поддержке школ», – уточнил для газеты ВЗГЛЯД педагог из КБР Михов. Что касается проверки, то, по словам директора, у управляющих одна обязанность – прийти и проверить выполнение школой муниципального задания. «Это в теории должно происходить раз в год, – говорит Михов. – Но управляющим об этом, видимо, забыли рассказать».
Из муниципального в государственное
Педагоги на круглом столе пришли к выводу: если говорить об оптимизации как экономии бюджетных средств, то надо оптимизировать не одних педагогов, как делается сейчас, а и другие звенья, которые на практике оказываются избыточными. К этой категории они отнесли разбухшие методические и управленческие кадры.
«Почему государство предпочитает оптимизировать систему за счет детей, а не за счет взрослых?» – недоумевают педагоги. В связи с этим они считают нужным: а) внести соответствующие поправки в ФЗ-044; б) вывести Рособрнадзор из подчинения Министерства образования и науки России; в) перевести сельские школы из муниципального подчинения в государственное. Проблемы образования на селе, считают педагоги, вытекают одна из другой, поэтому надо их решать комплексно.
Отдельно педагоги говорили о повышении качества школьного питания на селе. В результате долгой дискуссии был сделан коллективный вывод: если передоверить обеспечение школ питанием на уровень сельхозпредприятий, это не только повысит качество школьных завтраков. Во-первых, такая мера минимизирует проблему коррупции при закупках питания, о чем неоднократно трубили СМИ. Во-вторых, кооперация школьных столовых и сельхозпроизводителей поспособствует развитию сельского хозяйства. В-третьих, эта мера позволит в краткие сроки решить проблему продовольственного импортозамещения в рамках регионов и России в целом.