Внесенный в начале марта президентский законопроект о выборах депутатов Госдумы спровоцировал в нижней палате бурную дискуссию. В КПРФ и «Справедливой России» пригрозили оспорить содержащийся в нем запрет баллотироваться в Госдуму лицам с криминальным прошлым, то есть имевшим судимость (в том числе и погашенную) за тяжкие и особо тяжкие преступления. Согласно действующему закону, баллотироваться разрешено спустя четыре года после отбытия наказания.
Мы уже проходили это, когда на выборах такая партия зарабатывает голоса избирателей с помощью копеечки и бутылки водки
Во все тяжкие
«Норма, запрещающая людям с судимостью участвовать в выборах в Госдуму, противоречит Конституции. Мы будем писать в Конституционный суд с просьбой оценить этот пункт законопроекта», – заявил «Известиям» зампред думского комитета по конституционному законодательству, главный юрист КПРФ Вадим Соловьев. А зампред фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов сказал, что «эта норма направлена против сильных кандидатов от оппозиции». Представители обеих фракций пообещали оспорить ее в Конституционном суде.
Лидер фракции ЛДПР Игорь Лебедев тоже указал на несоответствие такого запрета Основному закону, но заверил, что либерал-демократы не собираются жаловаться в КС.
В свою очередь зампред комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, единоросс Александр Сидякин считает, что попытки оппозиции обратиться в КС обречены на провал. Сидякин напомнил газете ВЗГЛЯД, что 55-я статья Конституции «разрешает ограничивать права и свободы федеральным законом, если это необходимо для охраны, в том числе, основ нравственности».
По мнению парламентария, человек, который был осужден за шпионаж, госизмену, терроризм, убийство, грабежи или разбои, «не может быть представителем народа в высшем законодательном органе России и отстаивать национальные интересы страны». «Такие люди не могут быть представителями власти. А народ ждет от власти, что она будет открыта, прозрачна и ее представители не будут иметь проблем с законом», – отметил Сидякин.
Сидякин считает, что одной только политической ответственности партий перед избирателями в таких случаях недостаточно, поскольку «многие из новых партий – ограниченного электорального влияния». «Мы уже проходили это, когда на выборах такая партия зарабатывает голоса избирателей с помощью копеечки и бутылки водки, в ее списках может быть кто угодно», – уверен Сидякин.
Как писала газета ВЗГЛЯД, в сентябре 2010 года в партии «Правое дело», которую тогда возглавлял миллиардер Михаил Прохоров, разгорелся громкий скандал. Против его намерения включить в предвыборный список судимого ранее главу екатеринбургского фонда «Город без наркотиков» Евгения Ройзмана* выступила группа делегатов съезда «Правого дела», что привело в итоге к расколу и уходу и Прохорова, и Ройзмана из партии. Ранее не допускать в предвыборные списки людей с уголовным прошлым лидеров партий призывал тогдашний президент Дмитрий Медведев.
В США даже жестче
Замсекретаря генсовета «Единой России», вице-спикер Госдумы Сергей Железняк видит в угрозах КПРФ и «Справедливой России» лишь повод поторговаться.
«Если педофилу и убийце нельзя быть учителем или муниципальным чиновником, то почему он должен иметь возможность претендовать на пост депутата Госдумы? Они сами себя дискредитируют и, видимо, хотят дискредитировать российский парламент», – заявил Железняк РИА «Новости» и предположил, что оппозиция просто хочет выторговать себе какие-то другие условия предвыборной конкуренции.
Другой замсекретаря генсовета «ЕР», депутат Госдумы Ольга Баталина отметила, что положение о запрете лицам с судимостью участвовать в выборах было введено в закон об основных гарантиях избирательных прав граждан еще в прошлом году.
Как напомнила Баталина ER.RU, с того момента «прошло много избирательных кампаний разного уровня, в том числе и выборы губернаторов, в которых участвовали представители от КПРФ и «Справедливой России», «при этом вопрос о неконституционности данной нормы действующего закона почему-то не поднимался этими политическими партиями».
В свою очередь член комиссии по избирательным правам президентского Совета по правам человека, глава общественного института избирательного права Игорь Борисов напомнил, что международная практика знает и более серьезное ограничение избирательных прав, связанное с наличием судимости за тяжкие и особо тяжкие преступления. По его словам, в США для такой категории людей действует запрет не только пассивного избирательного права, «но даже активного».
«Цивилизованные государства сегодня охраняют интересы общества, существующего в рамках того или иного государства, путем недопущения участия лиц, совершивших преднамеренные преступления, тяжкие и особо тяжкие, не допуская их не только самовыдвигаться, но даже участвовать в голосовании», – сказал Борисов.
Член ОП, исполнительный директор ассоциации по защите избирательных прав «Гражданский контроль» Георгий Федоров уверен, что новая норма «не нарушает Конституцию» и «очищает наше общество». «В принципе, если партия честная и у нее очень много нормальных людей, каким образом это может их коснуться? Наоборот, в общем сознании это будет хороший имиджевый ход, если они поддержат этот закон», – считает эксперт.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом