Дмитрий Рогозин считает, что прорумынские настроения в Молдавии являются главным препятствием для приднестровского урегулирования.
В случае отказа парламентом утвердить закон, предусматривающий уголовное наказание лиц, ратующих за ликвидацию Молдавии, жители поймут, что парламентарии спят и видят себя в другом государстве
«Сказал Шевчуку (президент Приднестровья – прим. ВЗГЛЯД), что, пока в Кишиневе готовятся к объединению с Румынией, говорить о приднестровском урегулировании глупо», – написал в своем «Твиттере» переназначенный накануне на пост спецпредставителя президента по Приднестровью вице-премьер.
Цель на поглощение
Тема возможного вхождения Молдавии в состав Румынии всплывала в последние годы неоднократно. Главным идеологом объединения выступал румынский лидер Траян Бэсеску, сумевший на днях избежать импичмента. Он неоднократно давал понять, что Бухарест вообще не считает Молдавию государством, а молдаван – нацией.
В конце июля Бэсеску назвал главное условие для поглощения соседа. «Предварительным шагом к объединению, если оно будет иметь место, станет вхождение Республики Молдова в Европейский союз, потому что тогда границы более не будут ничего значить, и мы посмотрим, что можем сделать в дальнейшем. Но целью Румынии должно оставаться вхождение Молдовы в ЕС», – заявил он в интервью изданию Romania Libera.
В самой Молдавии регулярно проходят акции как в поддержку, так и против объединения.
Так, накануне гражданская платформа Actiunea-2012, объединяющая ряд прорумынских организаций, объявила о намерении провести в ближайшее воскресенье очередное массовое шествие на севере страны в поддержку объединения с Румынией. «Объединение с Румынией предполагает благосостояние, которое принесет пользу не только румынам из Молдавии, но и русским, украинцам и другим нацменьшинствам», – заявил один из лидеров платформы Константин Кодряну.
Регулярные акции за объединение даже привели к тому, что исполнительный комитет Гагаузии на днях выступил с законодательной инициативой привлекать к уголовной ответственности лиц, призывающих к ликвидации государственности Молдавии. «Эти вопросы не на площади должны решаться, а в парламенте Молдавии. Принятие нашей инициативы станет проверкой парламента на приверженность государственности Молдавии. В случае отказа парламентом утвердить закон, предусматривающий уголовное наказание лиц, ратующих за ликвидацию Молдавии, жители поймут, что парламентарии спят и видят себя в другом государстве. Если парламент одобрит статью, то в Молдавии прекратятся эти выходки, при которых сталкивают людей друг с другом. Гагаузия должна воспользоваться своим правом законодательной инициативы», – заявил башкан Гагаузии Михаил Формузал.
Разделять и властвовать
Пугает перспектива вхождения Молдавии в состав Румынии и Приднестровье. На днях в ряде СМИ даже появились публикации о том, что на фоне сохранения Бэсеску поста президента Румынии Тирасполь якобы попросил Москву заменить миротворческую миссию на Днестре военной базой России для противодействия румынской угрозе. Впрочем, вскоре президент непризнанной республики Евгений Шевчук в интервью РИА «Новости» опроверг эту информацию. «Никаких вопросов в этой части не обсуждалось. То, что обсуждалось, мы прокомментировали», – заявил он.
Тем не менее, отмечают наблюдатели, прорумынские настроения официального Кишинева действительно остаются главным препятствием для приднестровского урегулирования.
«В отличие от других, в приднестровском конфликте нет этнического фактора, нет религиозного конфликта, нет проблемы беженцев, нет прекращения контактов с Молдавией. Но именно эта позиция части стремящейся к объединению с Румынией политической молдавской элиты, которая уже стала в последние годы меньшинством, мешает формированию между двумя сторонами совместного федеративного государства», – пояснил газете ВЗГЛЯД замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин.
Ранее идея федеративного устройства Молдавии и Приднестровья была предложена Германией и впоследствии поддержана Россией. «Мы видим будущее Приднестровья в качестве особого района с особыми международно признанными гарантиями в составе нейтрального молдавского государства», – подтвердил по итогам прошедших на днях переговоров с приднестровским руководством замглавы МИД России Григорий Карасин.
При этом Жарихин не верит в реальную возможность объединения Молдавии и Румынии в ближайшей перспективе, ссылаясь на непопулярность данной идеи среди большинства молдаван. Так, согласно прошлогодним опросам, лишь 12% молдавских граждан поддерживают идею слияния двух государств, в то время как 47% выступают против.
«Даже если представить, что власти Молдавии вопреки настроениям большинства жителей страны решатся на объединение с Румынией, Приднестровье они потеряют навсегда», – убежден эксперт.
При этом Жарихин обратил внимание на то, что молдавские власти фактически скрывают от своих сторонников четкую связь между объединением с Румынией и окончательным разъединением с Приднестровьем. «И еще не факт, что в составе Молдавии при таком объединении останется Гагаузия. Но власти предпочитают об этом умалчивать», – отметил он.
Что касается Румынии, то, по словам эксперта, все политические силы этой страны не возражают против объединения, однако по-разному оценивают реалистичность этого плана. «Многие понимают, что это объединение может создать очень серьезные проблемы для Румынии как в экономическом, так и в политическом плане. Ведь может дойти вплоть до вооруженного конфликта. Тем не менее эта тема постоянно подогревается. Возможно, такая позиция румынской стороны даже связана не с желанием интегрировать Молдавию, а со стремлением не позволить ей наладить отношения с Приднестровьем», – считает Жарихин.