Законопроект, снижающий требования к численности партий с 40 тыс. до 500 человек, вызвал горячие споры среди думской оппозиции.
Сорвало планку
Что же касается уведомительного порядка регистрации партий, то эта инициатива вообще противоречит действующему законодательству
ЛДПР и КПРФ требовали в 10 и даже в 20 раз повысить минимальную планку требований к численности партий, а также запретить «малым» партиям называться общероссийскими или даже просто российскими. Ведь закон, принятия которого добивались представители политических движений, может ударить в первую очередь по думским фракциям: новые партии могут либо размыть их электорат, либо запутать его. Тем более что на следующих думских выборах фамилию лидеров партий можно будет встретить в списках лишь одного из 83 регионов.
Так, по мнению коммуниста Сергея Решульского, регистрация партии с таким небольшим количеством членов приведет к созданию трех типов партий – коммерческих, политических и клонов. «Почему мы боимся этой цифры – 500? По этому либеральному закону будут созданы три группы. Первая – политические партии, основанные на идеологической основе, вторая – политико-коммерческие партии по продаже мест в партиях. И третья – партии-клоны, партии-оборотни, которые будут курироваться властью. Выиграет тот, у кого в руках админресурс. Поэтому мы предлагаем численность в 5 тыс.», – подчеркнул депутат во время обсуждения поправок.
Коммунистов поддержали и либерал-демократы. «Очень странно, что цифра в 500 человек является, как нам здесь говорят, концепцией, – возмущался депутат от ЛДПР Сергей Иванов. – В 1995 году, чтобы принять участие в выборах, нужно было собрать не менее 10 тыс. человек и 200 тыс. подписей. При этом у нас было 43 партии, избиркомы хватались за головы. Представляете, что сейчас будет? 500 человек не хватит даже для того, чтобы сформировать территориальные избиркомы. Поверьте, Березовский вслед за христианской партией еще 10 таких создаст. Может быть, на 10 тыс. остановимся?»
Однако глава комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Алексей Островский на претензии партий заявил, что цифра в 500 членов является концепцией и лейтмотивом законопроекта.
Страхи думской оппозиции эксперты сочли неслучайными. «Мне кажется, что системная оппозиция в лице коммунистов, либерал-демократов и справороссов не особенно в восторге от либерализации партийно-политического пространства. Для них в грядущем это сулит серьезные проблемы. Потому что тот протестный электорат, который они использовали, скорей всего найдет более привлекательные партийные проекты», – отметил в разговоре с газетой ВЗГЛЯД гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин.
Тем не менее одна из поправок, предложенных коммунистами, все же была принята. Как рассказал газете ВЗГЛЯД секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов, именно по их инициативе в законопроекте появилась норма, обязывающая Минюст в письменном виде и максимально подробно объяснять причину отказа партии в регистрации. «Сейчас Минюст просто ссылается в своем декрете на какую-то из статей избирательного законодательства, а точные причины отказа не разъясняет. Такое решение практически невозможно опротестовать в суде», – объяснил депутат.
Впрочем, предлагал отклонить Островский не только поправки, касающиеся численности партий. В списке не одобренных инициатив оказалась и поправка справедроссов, исключающая необходимость регистрировать 42 отделения для участия в выборах.
Несмотря на споры, в итоге законопроект единогласно поддержали 443 депутата при необходимых 226 голосах.
Война клонов
Всего из 51 поправки, внесенной в комитет Островского, депутаты одобрили 16. Согласно ним, по новой схеме партии смогу регистрироваться не с 1 января 2013 года, а сразу после опубликования закона в «Российской газете». То есть уже в апреле-мае этого года. В Минюсте уже получили заявки от 68 политических групп, готовых стать партиями этой весной.
Согласно одобренным поправкам, Минюсту будет дано право приостанавливать регистрацию партии на три месяца для исправления неточностей в документах. При этом министерство должно представить руководству партии свое мотивированное решение с письменными рекомендациями по устранению недочетов. Такой же срок – три месяца – будет дан министерству на то, чтобы предоставить руководству новой партии документ о ее госрегистрации. Что же до ликвидации партий, то их деятельность будет прекращаться автоматически в случае, если они ни разу за 7 лет не поучаствуют в выборах.
Кроме того, в законе закрепляется, что новые политические партии в своих названиях не должны использовать названия уже действующих партий, а также их аббревиатуры. «Многие партии боялись того, что после их создания некоторые будут желать копировать их названия. Мы пошли навстречу и предлагаем изменить эту норму и усложнить жизнь тем, кто хочет копировать уже известные и раскрученные брендовые названия партий», – пояснил Островский.
Общими усилиями
В разговоре с газетой ВЗГЛЯД Островский отметил, что практически все эти поправки были внесены в законопроект по инициативе оппозиционных партий и политических групп, не представленных в парламенте. «Именно они добивались того, чтобы закон вступил в силу после его опубликования. Это они требовали трех месяцев на устранение недочетов и так далее», – отмечает депутат.
#{interviewpolit}В частности, с непарламентской оппозицией поправки в закон обсуждались в рамках рабочей группы, созданной при администрации президента. «Несомненно, при работе над данным законопроектом существенную роль сыграла рабочая группа под руководством первого заместителя руководителя администрации президента РФ Вячеслава Володина. Именно в рамках этой группы происходило конструктивное обсуждение положений проекта закона, вносились предложения по его совершенствованию», – заявил «Интерфаксу» глава комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин.
По его словам, у всех заинтересованных сторон было понимание, что законопроект направлен на либерализацию создания партий, и именно поэтому участники рабочей группы единодушно высказывались за его скорейшее принятие.
«Действительно, комиссия, которую возглавлял Вячеслав Володин, провела все необходимые согласительные процедуры. И в общем-то, с одной стороны, сохранилась президентская концепция, с другой стороны, были учтены поправки системных и несистемных партий. Я думаю, как политический результат это символическая победа Кремля. Она говорит о том, что при желании есть возможность консолидировать практически все парламентские политические силы», – заявил газете ВЗГЛЯД гендиректор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко.
На эффективность такого механизма обсуждения указывает и Мухин. «О рабочей группе все отзывались довольно скептически, но теперь понятно, что это действующий механизм. Интересы верховной власти совпали здесь с интересами несистемной оппозиции и граждан, желающих участвовать в новых партийных проектах, но при этом не желающих особенно сильно напрягаться для их создания», – отметил политолог.
Мухин уверен, что, «по сути, Кремль взял в союзники «рассерженных горожан», как это ни парадоксально звучит, и продавил через Госдуму законопроект в том виде, в котором он должен был быть принят».
Тем не менее представители оппозиционных партий все равно остались недовольны процедурой доработки законопроекта. Ни сопредседатель ПАРНАСа Владимир Рыжков, ни лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов, узнав, что какие-то из их требований будут проигнорированы, не пожелали принимать участие в обсуждении документа в профильном комитете Госдумы. В частности, они требовали разрешить создание партийных блоков, а также прописать в президентском законопроекте уведомительный характер регистрации партий. «Первое из этих требований вообще не может быть прописано в президентском законопроекте «О политических партиях», что же касается уведомительного порядка регистрации партий, то эта инициатива вообще противоречит действующему законодательству», – объяснил позицию Думы Островский.
В результате во время второго чтения представители оппозиции в парламенте не присутствовали. На Совете Думы в понедельник было принято решение пригласить их на заседание в пятницу, когда документ будет рассматриваться в третьем чтении.
Пожизненный мандат
Если работу над законопроектом «О политических партиях» можно признать практически завершенной, то вот вокруг другого президентского пакета поправок в закон «О выборах депутатов Государственной думы» страсти только разгораются. Так, лидер ЛДПР Владимир Жириновский, выступая во вторник в Общественной палате, где обсуждалась инициатива президента в части изменения принципа парламентских выборов, раскритиковал норму об отмене федеральной части избирательного списка. По его мнению, эта схема, при которой лидер партии должен избираться в одном из регионов, позволит «легко лишить лидера партии депутатского мандата по суду, отменив результаты выборов». По мнению лидера ЛДПР, в законопроект необходимо внести поправку, по сути, гарантирующую избрание лидера фракции вне зависимости от полученного его региональной группой результата в случае, если в целом партия преодолеет 5% барьер.
Однако, как заявил газете ВЗГЛЯД зампред думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Дмитрий Вяткин, на принятие такой поправки депутаты вряд ли согласятся. «Если лидер партии не набирает в своей региональной группе минимальное число голосов избирателей, значит, он не будет лидером фракции. У нас сейчас три лидера фракции набрали на президентских выборах меньше, чем на парламентских. Возможно, для них это стало неприятным звоночком», – заявил депутат.
С ним согласен и политолог Дмитрий Орлов. Он считает, что законопроект направлен на усиление межпартийной конкуренции, в том числе и на региональном уровне, а не на консервацию действующей межпартийной расстановки сил. «Эта инициатива Жириновского говорит о его неуверенности в своем политическом будущем. Так как выбрать правильно регион будет сложной задачей для него самого и его окружения», – заявил политолог газете ВЗГЛЯД, добавив, что боязнь политических реформ со стороны лидера одной из партий свидетельствует о необходимости обновления ее руководства.