В среду Совет Федерации должен рассмотреть нашумевший «закон Димы Яковлева». Как сообщала газета ВЗГЛЯД, во вторник комитет Совета Федерации по конституционному законодательству безоговорочно рекомендовал верхней палате парламента одобрить его.
Иностранцы приезжают и рыщут в поисках различных справок. Они все хотят взять здорового ребенка, тех, кто хочет взять больных детей, катастрофически мало. Но такие люди есть и в России
В понедельник аналогичное решение принял другой профильный комитет – по международным делам. Но международный комитет сделал при этом оговорку – рекомендовал создать совместную комиссию с Госдумой по мониторингу правоприменения закона. Как заявил после заседания первый заместитель председателя комитета Валерий Шнякин, это позволило бы одновременно отслеживать и выполнение соглашения, подписанного в 2011 году между Россией и США в области усыновления детей, которое вступило в силу 1 ноября, и соблюдение «закона Димы Яковлева».
Напомним, что после решения Госдумы возникла правовая коллизия, связанная с тем, что в соглашении, которое в 2011 году подписали США и Россия, указано, что о его разрыве стороны должны уведомлять друг друга за год. Между тем в тексте, который приняла Дума, содержится требование разорвать соглашение уже с 1 января. Об этой коллизии упоминал, выступая в четверг на большой пресс-конференции, и президент Владимир Путин.
Ранее депутаты Госдумы приняли «закон Димы Яковлева», статья 4 которого запрещает американцам усыновлять детей из России. Закон расширяет действие документа на любые страны, нарушающие права россиян, а не только на американцев, вводит запрет на деятельность в России финансируемых из США некоммерческих организаций, занимающихся политикой, и НКО, чья деятельность представляет угрозу интересам РФ.
В интервью газете ВЗГЛЯД зампредседателя комитета по международным делам СовФеда Валерий Шнякин рассказал о том, почему сенаторы решили одобрить документ, хотя против него выступали даже члены правительства.
ВЗГЛЯД: Валерий Николаевич, вы были на заседаниях обоих комитетов по «закону Димы Яковлева». В какой атмосфере шло обсуждение?
Валерий Шнякин: Ход заседаний вряд ли можно было бы назвать гладким. Было высказано недовольство тем, что мы были за одну редакцию закона, а на рассмотрение прислали другую, видоизмененную версию. В целом нашим международным комитетом было обращено внимание, что нужно совместно с Госдумой создать комиссию, чтобы мониторить правоприменение этого закона, а именно – статьи 4.
Пока закон будет действовать параллельно с соглашением. Мы понаблюдаем, что происходит. Это наиболее конструктивный, полезный вариант. И на основе этого решать, что делать. Было много приведено фактов с обеих сторон.
С 1 ноября соглашение России и США по усыновлению вступило в силу, однако судебные органы некоторых штатов отрицают действие данного соглашения на своей территории. Обращено внимание сенаторов на тот факт, что в США нет закона об обязательном получении образования. На основе рассмотренных фактов было принято решение, что закон надо принять.
Мы отметили, что последствия «закона Магнитского» будут гораздо хуже, чем поправки Джексона – Вэника. Последствия будут гораздо менее предсказуемыми, чем закона Джексона – Вэника. Надо подчеркнуть, что нас вынудили на ответные меры. Нельзя вмешиваться постоянно во внутренние дела соседнего государства, никто вас не наделял полномочиями международного судьи.
ВЗГЛЯД: А в какой документ вы планируете вносить свои замечания? Ведь Совет Федерации может или одобрить, или отклонить закон, но не может его исправлять. Или ваш призыв создать совместную комиссию вы внесете в текст постановления, сопровождающего принятие закона?
В.Ш.: Этот законопроект сенаторы могут одобрить, и он отправится уже к президенту. Но одновременно сенаторы могут выступить с обращением к Госдуме по поводу создания совместной комиссии.
ВЗГЛЯД: Министр иностранных дел Сергей Лавров, вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец, а также министры Михаил Абызов и Дмитрий Ливанов выступили против закона. Они, в частности, напомнили, что документ нарушает различные международные конвенции и то же соглашение 2011 года.
В.Ш.: Полностью с ними согласен. Только неизвестно, какой закон больше нарушает всякие международные конвенции – «акт Магнитского» или «закон Димы Яковлева». Кто-нибудь проанализировал все эти законы на предмет юридических казусов?! Поэтому мы и предлагаем закон принять, но создать комиссию по мониторингу правоприменения именно 4 статьи этого закона. Эта комиссия будет мониторить все события, которые будут происходить как на территории России, так и на территории США, и вносить свои предложения. В случае каких-то нарушений мы будем указывать на них и давать свои рекомендации.
ВЗГЛЯД: Не исключено, что комиссия со временем предложит смягчить закон?
В.Ш.: Да, она позволяет контролировать выполнение этого закона. Поймите, мы принимаем ответные меры! Если бы с американской стороны прислушались к нам, когда мы им рекомендовали не торопиться, сегодня все было бы по-другому.
Я думаю, когда американцы приняли на себя обязанности по подписанному соглашению, они должны были учесть законы во всех штатах. Теперь же получается, что мы соглашение приняли и ратифицировали, а в некоторые штаты нас не пускают.
ВЗГЛЯД: Может, стоит запретить усыновлять детей только жителям тех штатов, власти которых отказываются соблюдать соглашение? Можно ли дополнить соглашение таким пунктом?
В.Ш.: Можно было, но был разработан закон. И теперь наша задача – максимально защитить наших детей.
Экспорт детей на основе инструкций
ВЗГЛЯД: А почему до сих пор усыновление российских сирот иностранцами вы – законодатели – сами никак не узаконили? Детей вывозили на основе подзаконных актов, инструкций.
В.Ш.: Сам процесс усыновления иностранцами наших детей имеет недолгую историю – с начала 90-х годов. Тогда страна находилась в жутком финансовом и экономическом положении. Очевидно, поэтому иностранцам разрешили усыновлять детей. Не все так просто, закон постепенно разрабатывался, в него вносились поправки. И в 2011 году было подписано соглашение.
Сегодня положение в нашей стране изменилось, и очень многие регионы сами стали обращать внимание на детей-сирот. В бюджеты вкладывают большие финансовые средства для решения проблем детей-сирот.
ВЗГЛЯД: Какие это регионы?
В.Ш.: Нижегородская область, Татарстан, Башкирия, Самара, Удмуртия, Северный Кавказ. Они увеличивают в бюджете финансовую часть на решение проблем детей-сирот. У нас в Нижнем Новгороде за последние годы увеличилось число наших соотечественников, которые усыновляют детей, а число иностранцев уменьшается.
Иностранцы приезжают и рыщут в поисках различных справок. Они все хотят взять здорового ребенка, тех, кто хочет взять больных детей, катастрофически мало. Но такие люди есть и в России. Поэтому я считаю, что когда государство может защитить права детей-сирот или детей-инвалидов, обеспечить их, оно должно им помочь. Что касается заграницы – вот вырастет ребенок, станет совершеннолетним и будет решать, ехать ли ему в Силиконовую долину или куда-то еще.
«Без слез нельзя было смотреть»
ВЗГЛЯД: Противники закона говорят, что до сих пор дети-инвалиды могли попасть в нормальные семьи, теперь же им придется доживать свой век в приюте для инвалидов...
В.Ш.: Почему?!
ВЗГЛЯД: Потому что их, кроме иностранцев, почти никто не брал...
В.Ш.: Таких случаев было мало. Несколько десятков. Могу привести десятки регионов, где вопросы таких детей решаются положительно. Согласен, что есть детские дома, где на детей без слез нельзя было смотреть... Поймите, я за то, чтобы все дети имели достойное детство, не только в детских домах, но и в семьях. Есть семьи, хоть они и считаются полными, но родителей давно пора лишать прав. Они потеряли человеческий облик...
ВЗГЛЯД: Почему тогда вы так спешите с этим законом?
В.Ш.: В принципе принятие этого закона можно было оставить на потом, но коли внесли, то надо думать, как защитить права и интересы этих детей. Это было очень эмоциональное предложение. Вначале говорили об одной версии, теперь другая. Остается вести широкую разъяснительную работу, чтобы объяснить всем, что стоит за этим законом.
ВЗГЛЯД: А где найти деньги на решение тех задач, которые поставлены в законе?
В.Ш.: Будем искать, иначе никак нельзя. Право детей надо защищать. Правительству надо будет компенсировать потери, которые мы получим, отказав иностранцам в усыновлении наших детей. Компенсировать не только милосердием, но и финансами, посылать этих детей на лечение, давать квоты на лечение (у нас ведь сложно получить квоты на лечение). Здоровым детям – создавать условия для получения образования.
Если мы принимаем этот закон, то надо принять постановления и законодательные акты, которые дали бы огромные преференции самой незащищенной категории наших граждан.