В понедельник мэр Москвы Сергей Собянин и губернатор Московской области Борис Громов представили президенту России Дмитрию Медведеву предложения по изменению границ Москвы и Подмосковья. Встреча проходила в Горках.
Речь идет о большом участке от Варшавского до Киевского шоссе и дальше на юго-запад, ограниченном большой кольцевой железной дорогой
К 10 июля глава государства поручил властям Москвы и Московской области совместно с федеральными ведомствами представить предложения по изменению границ Москвы и Подмосковья в целях расширения территории столицы, в том числе для размещения законодательных и исполнительных органов госвласти и создания Международного финансового центра.
«Должен быть решен целый ряд вопросов, накопившихся в Москве, включая, но не только, перенос ряда властных учреждений за пределы действующих границ столицы», – подчеркнул президент.
Как передает «Интерфакс», Медведев напомнил о поставленной им задаче «создать новый институт – Московский финансовый центр, под который должна быть сформирована соответствующая инфраструктура». По его словам, «должен быть решен целый ряд вопросов, имеющих прямое отношение к самочувствию Москвы и москвичей».
Собянин и Громов пришли к президенту с картой Московского региона. После встречи Громов рассказал о предварительном решении создать Международный финансовый центр за пределами Москвы на Рублево-Архангельском направлении. Он также уточнил, что новый федеральный округ – Столичный – пока создаваться не будет, а в новый район Москвы на юго-западе, возможно, переедут многие властные структуры.
#{smallinfographicleft=506478}Собянин уточнил, что «пока не идет речи о появлении федерального округа, подразумевается идеология развития», отметив, что «решения о создании федерального округа не принималось». Мэр предположил, что федеральные ведомства, «возможно, переедут на новое место», но это потребует «серьезной работы с правительством».
Что касается перераспределения территорий между столицей и областью, то Москва получит большой участок на юго-западном направлении площадью 144 тыс. га. «Речь идет о большом участке от Варшавского до Киевского шоссе и дальше на юго-запад, ограниченном большой кольцевой железной дорогой», – пояснил Собянин.
Мэр подчеркнул, что в итоге речь идет об увеличении площади столицы в 2,4 раза. Собянин убежден, что это изменит весь вектор развития Московского региона на ближайшее десятилетие – от МКАД до большой кольцевой железной дороги. «Эта территория требует комплексного градостроительного планирования, которое будет предусматривать и административное строительство, и деловое, и строительство новых образовательных, научных центров и жилья», – отметил Собянин.
При этом он оговорился, что расходы на это строительство пока не подсчитаны. «Конкретных проектов пока нет. С точки зрения развития транспортной инфраструктуры финансирование практически укладывается в программу развития Московского транспортного узла. Единственное, что потребуется, – это смещение сроков строительства», – сказал мэр.
Со своей стороны губернатор Подмосковья не считает, что у региона отбираются земли в пользу столицы. «Взамен мы получаем то, что за границей МКАД в сторону Московской области начнется развитие территорий, которые не имели такой цены, как сегодня. С развитием Москвы, с передачей такого большого участка столице, естественно, повышается и стоимость земли вокруг этого нового образования», – сказал Громов.
Помимо этого, «уже проработан вопрос о развитии в целом всего столичного региона, включая транспортные схемы, которые будут образовывать большие и малые квадраты». «Это позволит поднять стоимость земли и в этом, и в других районах в разы. Таким образом, повысится инвестиционная привлекательность Московской области», – сказал он, напомнив, что до сих пор Московская область активно и хорошо развивалась лишь в границах так называемого бетонного кольца, за пределами которого цена и значение земель резко снижались.
После встречи также были распространены информационные материалы, из которых стало известно, что новый район Москвы, который появится после расширения границ столицы, позволит предоставить жилье 2 млн москвичей и создать более 1 млн новых высококвалифицированных рабочих мест.
Как передает ИТАР-ТАСС, это подразумевают совместные предложения правительств Москвы и Московской области «об изменении границ города Москвы в целях создания дополнительных условий для гармоничного развития столичного мегаполиса, повышения качества жизни москвичей и жителей Подмосковья».
В нем подчеркивается, что «выбор территории для расширения Москвы обусловлен оптимальным месторасположением для выполнения столичных функций Москвы по совокупности градостроительных, транспортных и экологических факторов; сравнительно слабой урбанизацией этого сектора Московской области (в настоящее время здесь проживают 250 тыс. человек, а фонд застройки составляет лишь 12 млн кв. метров)».
Кроме того, «исторически на западе и юго-западе размещаются объекты, способствующие выполнению Москвой функций столицы, включая правительственный аэропорт (Внуково)». По оценкам московских и подмосковных властей, «потенциал развития новой территории столицы дает возможность построить объекты общей площадью около 105 млн кв. м, в том числе 60 млн кв. м жилья и 45 млн кв. м зданий общественно-делового назначения».
«Опыт уже есть»
Председатель Мосгордумы Владимир Платонов считает, что опыт полицентричного, а не «кольцевого» развития у Москвы давно накоплен. Как напомнил Платонов в интервью газете ВЗГЛЯД, еще в 1984 году к столице были присоединены огромные территории за МКАД.
«Есть опыт, присоединялась территория, целый город Зеленоград. Есть опыт, когда присоединялись территории и там создавались Солнцево, Митино. И никаких революций и освоений не было. Это территория, где не одно тысячелетие живут люди», – заметил Платонов. Он затруднился предположить, сколько лет уйдет на освоение новых огромных районов Москвы. «Неизвестно, какие будут вложения федерального бюджета, и поэтому трудно предсказать что-либо», – заметил спикер.
Эксперты обещают, что плотность новой застройки будет в 2–2,5 раза ниже, чем в пределах МКАД, а Собянин упомянул, что строительство здесь должно быть малоэтажным.
В опубликованных материалах также подчеркивается, что «на новых территориях Москвы предполагается размещение федеральных органов государственной власти, органов власти города Москвы, объектов Международного финансового центра, научно-образовательного и инновационного кластеров, включая инновационный центр в Сколково».
#{smallinfographicleft=504944}По оценке Собянина, застройка нового района «позволит снизить плотность населения Москвы в два раза, а само освоение не будет вестись такой плотностью, как теперь в Москве, плотность будет в разы меньше». «Сегодня по плотности населения Москва – один из самых проблемных городов в мире, плотность населения здесь больше, чем в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, в два раза, ресурсы для развития исчерпаны», – сказал Собянин.
Он считает, что с увеличением площади Москвы можно будет «решить жилищную проблему, проблему социального строительства и в целом изменить вектор развития Москвы». Борис Громов уточнил, что «уже проработаны транспортные схемы (нового района), которые будут образовывать большие и малые квадраты». «Транспортная сетка будет большими квадратами, – подтвердил Собянин. – Москва меняет стратегию развития от моноцентричного варианта, когда все дороги и потоки сливались в одном центре, и получает полицентричное развитие».
По мнению мэра, благодаря новому району у Москвы «получится еще несколько центров». Градоначальник уверен, что такая планировка города сделает его более комфортным и позволит улучшить экологию города. «Москве будет легче дышать», – сказал он. Нынешнее положение дел в столице он описал так: «Сегодня строить – проблема, а не строить – нельзя».
Транспортный план расширенной Москвы подразумевает строительство новой ветки метро в Сколково, строительство двух железнодорожных вокзалов и линий скоростного трамвая. «В сфере развития скоростного внеуличного транспорта предполагается строительство новой линии метрополитена в Сколково, продление линии метрополитена от станции «Юго-Западная» на два перегона – «Тропарево» и «Румянцево», продление линии метрополитена от Южного Бутова на один–два перегона в район «Коммунарки», – сказано в документе.
По нему также планируется «первоочередное развитие железнодорожного транспорта в западном, юго-западном и южном направлениях в соответствии с Генеральной схемой развития Московского железнодорожного узла».
Проект предусматривает «строительство двух железнодорожных вокзалов на Киевском и Курском направлении Московской железной дороги в районе пересечения с автомобильной дорогой А101 (Киевское шоссе) и строительство соединительных железнодорожных путей между Смоленским и Киевским направлением Московской железной дороги, модернизацию и продление Усовской железнодорожной ветки».
Также «запланировано строительство линий скоростного трамвая преимущественно в широтном направлении для обеспечения удобных транспортных связей и создания системы транспортно-пересадочных узлов, которые обеспечивают пересадку пассажиров с системы пригородно-городского транспорта на систему городского пассажирского транспорта».
Еще предполагается формирование внутри существующих границ города Москвы трех хордовых направлений и реконструкция Московской кольцевой автомобильной дороги для минимизации транзитного автомобильного движения через город. Также планируется реконструкция радиальных направлений на головных участках за МКАД и реконструкция поперечных направлений в зоне 15–20 км от МКАД.
Напомним, идею расширения границ Москвы и создания «Столичного федерального округа» обнародовал Дмитрий Медведев, выступая на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге в середине июня.