Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил о достижении «качественного прорыва» между Москвой и Киевом по проблеме Керченского пролива. «Качественный прорыв достигнут, по Керченскому проливу проблем нет», – заявил Лавров в интервью радиостанции «Эхо Москвы».
И мы должны понять, как уже достигнутое согласие по, собственно, Керченскому проливу будет отражаться на той линии, которая должна пройти в Азовском море и в Черном море
При этом министр не раскрыл подробности «прорыва», рассказав о достижении «принципиального понимания» по проблеме, и пообещал, что в ближайшем будущем будет «объявлено о достижении договоренности, которая охватывает во всеобъемлющем контексте все три компонента этой проблемы: Керченский пролив, Азовское море, Черное море». Лавров подчеркнул, что урегулирование вопроса «может быть только комплексным». «И мы должны понять, как уже достигнутое согласие по, собственно, Керченскому проливу будет отражаться на той линии, которая должна пройти в Азовском море и в Черном море. Но это уже, повторяю, второстепенная вещь», – добавил он.
По словам Лаврова, «Керченский пролив – жизненно важная артерия и для России, и для Украины». «Это выход в Азовское море. В контексте геополитических рассуждений и телодвижений, которые связаны с углеводородами, с транзитным и иным потенциалом этого важнейшего региона, Азовское море, его режим правовой, конечно же, имеют значение», – указал министр.
#{smallinfographicleft=433415}О том, что длившиеся после приобретения Украиной независимости споры вокруг Керченского пролива сдвинулись с мертвой точки, стало известно в сентябре прошлого года, когда Киев предложил использовать пролив на равных. До того Украина настаивала, что линия раздела должна проходить по старой советской административной границе – между Крымской областью УССР и Краснодарским краем РСФСР. В 1999 году Киев в одностороннем порядке установил в проливе так называемую линию охраны госграницы.
В Москве же напоминали, что в СССР никогда не проводилось водных границ между республиками и указываемое Киевом разграничение – это формально лишь раздел зон ответственности. По украинской версии, граница должна была пройти возле самого российского берега, так что большая часть пролива оказывалась бы украинской. Соответственно, и проходившие через пролив суда должны были бы платить Киеву за нахождение в территориальных водах Украины.
Если бы Кремль согласился на такой вариант, то Украине отошли бы остров Тузла и судоходные каналы, а Россия лишилась бы собственного выхода из Азова в Черное море.
Остров Тузла находится ближе к российскому берегу Керченского пролива, и мелководное пространство между ним и берегом для судоходства непригодно. Когда-то он был косой, которая начиналась от нынешнего российского берега, но позднее морское течение отрезало ее от большой земли, превратив в остров. При передаче Крыма Украине в 1954 году остров стал частью Крымской области. Предпринятая осенью 2003 года властями Краснодарского края попытка искусственно восстановить до острова песчаную дамбу вызвала гнев Киева. На Тузле высадились украинские пограничники. В конце октября 2003 года президенты Владимир Путин и Леонид Кучма договорились прекратить строить дамбу, которой оставалось до соединения с островом 230 метров, и условились вместе использовать Керченский пролив.
Тема ожила при президенте Викторе Ющенко, который говорил, что за проход российских судов Украина должна брать многомиллионную плату. В Москве исходят из положения Договора о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 2003 года, согласно которому акватория исторически считается внутренними водами России и Украины. Поэтому Россия выступает за совместное использование Керченского пролива.
В сентябре 2010 года министр иностранных дел Украины Константин Грищенко дал понять, что для разрешения спора остается только политическое решение. По его словам, если Керченский пролив станет эксплуатироваться на паритетных основах, то проход любых иностранных военных и специальных судов будет возможен только с согласия обеих сторон. Российские наблюдатели отмечали, что равное пользование Керченским проливом – вполне жизнеспособный вариант. Депутат Госдумы от «Единой России» Сергей Марков указывал, что дополнительных консультаций потребует лишь вопрос прохождения через пролив российских военных кораблей, так как «России нужно больше свободы в действии ее Вооруженных сил».
Как говорил газете ВЗГЛЯД директор украинского Института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов, новая позиция Украины состоит из двух пунктов: признания границы и установления режима использования Керченского канала как внутренних вод двух государств, находящихся в совместном использовании при равенстве прав партнеров.