Как сообщается на сайте Минюста, основными причинами отказа стали наличие в списках партии «мертвых душ» и отсутствие механизма ротации: «Установлено, что устав партии содержит положения, противоречащие закону о политических партиях, иным федеральным законам. В частности, в нарушение статьи 24 Закона о политических партиях уставом не предусмотрена ротация руководителей коллегиального постоянно действующего руководящего органа. В уставе имеются и иные противоречия федеральным законам».
Настоящую партию народной свободы не могут возглавлять бывшие премьер, вице-премьер и замминистра
«Вместе с тем путем выборочной проверки сведений установлено, что в документах партии содержатся сведения о гражданах, умерших до проведения учредительного съезда партии 13 декабря 2010 года, а также сведения о несовершеннолетних и сведения о гражданах, не значащихся зарегистрированными по указанному месту постоянного или преимущественного проживания в субъекте Российской Федерации», – отметили в пресс-службе Минюста.
Представители ведомства также рассказали, что в территориальные органы Минюста поступили собственноручно написанные заявления граждан, отрицающих членство в ПАРНАСе или участие в общем собрании. В ряде субъектов установлено, что собрания региональных отделений по адресам, указанным в представленных протоколах, не проводились.
По мнению экспертов, отказ в регистрации – закономерный итог всей недолгой деятельности ПАРНАСа, которая началась с череды громких скандалов и шла к тому, чтобы использовать решение Минюста для создания образа «гонимой оппозиции». В этом уверен политолог Вадим Дубичев, который отметил в интервью изданию «Федерал Пресс», что «регистрирующие органы не раз отмечали, что оппозиционные объединения сознательно идут на конфликты. Естественно, у ПАРНАСа есть юристы необходимой квалификации, чтобы проверить все документы и нормально пройти процедуру регистрации, но эта общественная организация предпочла получить дополнительные политические очки».
Напомним, что «Партия народной свободы» стала результатом договоренности лидеров четырех оппозиционных движений – Михаила Касьянова, Владимира Милова, Бориса Немцова и Владимира Рыжкова – о совместном участии в парламентских выборах 2011 года. Во время образования очередной демократической коалиции движение «Солидарность», которое возглавляет Немцов, публично раскалывалось, и на очередной конференции движения Гарри Каспаров, один из лидеров «несистемной оппозиции», прямо заявил, что партийный проект ПНС «провалился».
Не остался в долгу и Владимир Милов, в одном из интервью заявивший о том, что именно он – лучший кандидат в президенты от ПНС. Попутно Милов рассказал о грехах своих коллег по оппозиции: «Зато каких-то других претензий, вроде похождений с Катей-Муму, недвижимости в Нью-Йорке или коррупции на госслужбе, мне не могут предъявить», – заявил Милов, имея в виду скандалы, испортившие репутацию Ильи Яшина*, Бориса Немцова и Михаила Касьянова.
Резко выступил против «Партии народной свободы» оппозиционер Эдуард Лимонов. По мнению Лимонова, настоящую партию народной свободы не могут возглавлять бывшие премьер, вице-премьер и замминистра. «Их прежнее самоназвание «Россия без произвола и коррупции» звучало честно и не было прикрытием. Политики из ПНС собираются продолжать экономическую политику Кудрина, они не раз отзывались о нем крайне дружелюбно», – отметил лидер запрещенной за экстремизм национал-большевистской партии.
Скандалы сопровождали и сбор подписей, который вела ПНС для регистрации в Минюсте. Газета ВЗГЛЯД подробно рассказывала о том, что блогеры и сами члены «Партии народной свободы» стали свидетелями многочисленных нарушений законодательства. Списки партии были составлены, благодаря привлечению «мертвых душ» и заключенных, а региональные конференции ПАРНАСа, на которых должно было присутствовать 250 человек, не всегда собирали и половину от необходимой численности.
Еще до отказа в регистрации лидеры ПНС были уверены в том, что Минюст ответит ПАРНАСу отказом: по мнению Бориса Немцова, которое тот высказал газете ВЗГЛЯД, требования закона не обязательны: «Решение о том, регистрировать партию или нет, к закону не имеет отношения».
Политолог, генеральный директор АПЭК Дмитрий Орлов в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал о том, что все разногласия внутри самой «Партии народной свободы» еще впереди: «Уровень разногласий в ПНС высок и предопределен самой структурой организации. ПАРНАС – коалиция лидеров, каждый из которых имеет равные права. У всех лидеров серьезные амбиции, совершенно очевидно, что Касьянов и Немцов будут бороться за пост главного в партии».
Комментируя отказ Минюста в регистрации партии, Орлов отметил, что решение министерства свидетельствует о полнейшем непрофессионализме руководства ПНС: «Даже списки людей, с которыми они работали, были плохо подготовлены, это ни в какие ворота не лезет».
Орлов также отметил, что незавидное будущее ПНС – закономерный итог работы партии с людьми. Политолог рассказал, что по итогам формирующего опроса, который проводили «Солидарность» с ПАРНАСом во время протестных акций, «Единая Россия» все равно оказалась в лидерах, а ПНС в собственном, «манипулятивном», опросе, получила лишь 8 процентов. «Реальный же уровень их поддержки колеблется в пределах статистической погрешности», – уверен Орлов.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом