Прошедший в Госдуме в понедельник круглый стол был посвящен экспансии американской противоракетной обороны в страны Европы.
С военно-технической точки зрения размещение ПРО в Румынии не ломает стратегический баланс сил
Так, напомним, 3 мая Румыния пообещала разместить на своей территории элементы американской противоракетной обороны. Ракеты-перехватчики появятся на базе ВВС Девеселу недалеко от болгарской границы, в 200 км к юго-западу от Бухареста. Интересно, что договоренности о размещении ПРО в Румынии были достигнуты уже после того, как российские и американские дипломаты начали обсуждать проект соглашения о ненаправленности оборонных программ двух стран.
Российский замминистра иностранных дел Сергей Рябков заявил в Госдуме, что Москва разочарована отказом Вашингтона давать юридические гарантии ненаправленности американской ПРО в Европе против нашей страны.
Москва не может продолжать переговоры по ПРО без юридических гарантий, что система не будет направлена против ее участников, подчеркнул Рябков. По его мнению, чтобы продемонстрировать реальный факт того, что система ПРО не будет направлена против России, как, впрочем, и других сторон, недостаточно одних политических заявлений.
#{smallinfographicleft=419292}«Наши предложения в области ПРО основываются на констатации того, что нынешние стратегические оборонительные вооружения не подрывают жизнеспособность и эффективность стратегических наступательных вооружений сторон. Мы также понимаем, что стороны не намерены развивать свои стратегические оборонительные вооружения против друг друга, ослабляя стратегический потенциал ядерного сдерживания другой страны. Но нам не хватает гарантий, что именно так останется в будущем», – заявил Рябков.
Дальнейшее одностороннее размещение ПРО в Европе без участия России, по словам дипломата, может обернуться выходом Москвы из договора СНВ-3. Напомним, что увязка вопросов об СНВ и ПРО содержится в преамбуле к договору СНВ, вступившему в силу лишь в феврале этого года.
«Как мы неоднократно предупреждали, количественное и качественное наращивание американской ПРО, при котором возникнет угроза потенциалу стратегических ядерных сил России, может предполагать возможность выхода России из данного соглашения», – пригрозил дипломат.
В том, что переговоры с Америкой о размещении ПРО в Европе идут крайне туго, признался и другой участник слушаний – постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин.
«Чтобы мы понимали, что ни при каких условиях данная противоракетная оборона не будет развернута против российского стратегического ядерного потенциала, мы должны иметь надежные гарантии, в том числе юридические. Но у нас пока ответов на это на переговорах с партнерами нет», – сказал он.
Рогозин тут же заметил, что одни юридические обязательства, даже если они будут даны России, вовсе не придадут нашей стране уверенности в безопасности. Она, по словам дипломата, должна строиться на военном потенциале российских Вооруженных сил.
«Военный потенциал – это возможность иметь собственный стратегический ядерный кулак, способный ответить на любую агрессию в любой точке мира как одной страны, так и группы стран», – сказал он.
Однако пока такой военной гарантии у России нет, уверен зампред думского комитета по международным делам коммунист Леонид Калашников. По его словам, на фоне провала российской программы перевооружений на дипломатический прорыв и не стоит рассчитывать. Калашников уверен, что единственный шанс добиться от Америки совместной разработки ПРО у отечественных дипломатов был только при разработке самого договора СНВ-3, где необходимо было четко прописать, по каким причинам наша страна может выйти из договора и какое размещение ПРО в Европе будет считаться угрозой национальным интересам. Сейчас, отметил коммунист, все эти формулировки крайне расплывчаты.
Вот и глава международного комитета Госдумы Константин Косачев, отвечая на вопрос корреспондента газеты ВЗГЛЯД, заявил, что размещение систем ПРО в Румынии угрозы для России не представляет.
«По оценкам экспертов, размещение ПРО в Румынии направлено против ракет средней и меньшей дальности, которых у России нет, а не против стратегического оружия в нашей стране. Таким образом, это решение с политической точки зрения нам неприятно, но с военно-технической точки зрения размещение ПРО в Румынии не ломает стратегический баланс сил, предусмотренный новым договором о СНВ», – заверил депутат.
Косачев подчеркнул, что Москва может выйти из этого договора, но только в том случае, если «мы поймем, что система американской ПРО будет нацелена против стратегических сил нашей страны». Размещение элементов ПРО в какой стране или с каким размахом может положить конец договору СНВ, Косачев не пояснил.
А Рогозин все равно уверен в положительном исходе переговоров двух стран. Ведь пока у России все же остается значительный военный потенциал для мгновенного отражения любой атаки.
«Размещение ПРО без учета интересов России невозможно, даже если не заниматься пугалками. Это блеф. Представьте себе, мы засекаем старт ракет на территории европейских стран, не будучи в курсе, чьей эти ракеты стороны. У нас нет времени проводить пресс-конференции, звонить в НАТО, в Вашингтон и выяснять: это ракеты или противоракетные системы и в связи с чем они начали массово стартовать. Наша система раннего предупреждения отреагирует на данный факт как на ракетное нападение мгновенно», – заверил Рогозин.
По словам постпреда, один этот аргумент диктует необходимость корреляции между системами России и НАТО. «Мы добьемся своего не мытьем так катаньем. Либо мы добьемся того, что придется давать свой военно-технический ответ», – резюмировал он.Возможно, договоренности между президентами Бараком Обамой и Дмитрием Медведевым по этому поводу будут достигнуты уже 31 мая на саммите «большой восьмерки» во французском Довиле.