Европейский союз потребовал немедленной отставки лидера Ливии Муамара Каддафи. Эта позиция была единогласно поддержана всеми лидерами стран ЕС в ходе чрезвычайной встречи в верхах, состоявшейся в пятницу в Брюсселе. Об этом заявили по окончании слета президент Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу и президент Совета ЕС Херман ван Ромпей.
Я четко ответил «нет» ливийскому правительству. Мальта настаивает на немедленном и окончательном прекращении насилия
Меркель подтвердила, что государства – члены ЕС едины во мнении о необходимости немедленного отказа Муамара Каддафи от власти. Она отметила, что санкции в отношении ливийского лидера и его окружения призваны продемонстрировать, что он больше не пользуется поддержкой в Европе.
Саммит ЕС принял решение созвать «в ближайшие недели» еще один, на этот раз трехсторонний саммит по Ливии с участием ЕС, Лиги арабских государств и Африканского союза.
«Каддафи должен немедленно отдать власть и прекратить насилие против мирных жителей. Все ответственные за насилие должны быть готовы к серьезным последствиям», – зачитал ван Ромпей итоговое заявление саммита.
Лидеры ЕС также приняли решение признать переходный Национальный совет Ливии «как законных партнеров по диалогу». Впрочем, Меркель оговорилась, что контакты Евросоюза с оппозиционным Национальным советом не следует рассматривать как полное признание его законным органом власти в Ливии.
«Чтобы защитить гражданское население, страны ЕС будут изучать все необходимые меры при условии, что для этого будет безусловная потребность, четкая юридическая база и поддержка остальных стран региона. Безопасность гражданских лиц должна быть обеспечена любыми средствами», – сказал ван Ромпей.
#{image=494957}При этом лидеры подчеркнули, что любая интервенция возможна лишь с разрешения Совета безопасности ООН. «Международный легальный базис – это, разумеется, только решение ООН, – пояснил по этому поводу президент ЕС. – Мы будем оказывать на режим политическое – и не только политическое – давление, включая экономические санкции».
«Если мы увидим, что против населения Ливии продолжается абсолютно несправедливое применение силы, мы рассмотрим все возможные меры», – продолжил он, отказавшись конкретизировать, какие именно меры готова предпринять Европа.
«Мы не должны переоценивать свою роль, будущее Ливии должен решать ее народ», – заключил президент ЕС. «Необходимо усилить международное давление на режим во взаимодействии с региональными и военными организациями», – заявил в свою очередь Баррозу.
«Режим повернулся против своих людей, которые отстаивают свою свободу. У проблемы есть имя – Каддафи. Он должен уйти. Это было единодушное решение Совета. Мы должны интенсифицировать наше давление, чтобы нынешний режим ушел», – сказал Баррозу. В целом, события в регионе саммит ЕС назвал «арабской
весной», волей «народов региона к свободе и демократии».
«Этот исторический момент нельзя пропустить», – заявил Баррозу. «Мы готовы оказывать гуманитарную поддержку, поддерживать демократические преобразования и создание демократических институтов в странах региона», – подытожил Баррозу.
В свою очередь Меркель пообещала добиваться от Еврокомиссии начала создания зоны свободной торговли с государствами Северной Африки в качестве поддержки демократических процессов в регионе.
Для «обеспечения ответа» на многократно усилившиеся миграционные потоки из региона саммит принял решение предоставить европейской пограничной службе «Фронтекс» дополнительные ресурсы, но не новые полномочия.
Подводя итоги этого саммита, ван Ромпей подчеркнул его «исключительную важность», отметив, что подобная экстренная встреча «созывается только третий раз». Первый раз это было сделано «после нападения на США 11 сентября» 2001 года, а второй – в результате войны в Южной Осетии.
«ЕС единогласно требует ухода от власти полковника Каддафи и его окружения. Ни в одном случае он не может восприниматься как собеседник для Евросоюза», – сказал после заседания президент Франции Николя Саркози, передает РИА «Новости».
С этого момента, по словам Саркози, Евросоюз будет вести переговоры в Ливии с оппозиционным Национальным советом. Напомним, в начале недели представители оппозиционного Переходного национального совета – глава кризисного комитета Махмуд Джебриль и министр иностранных дел в совете Али аль-Исави, которые ранее являлись высокопоставленными чиновниками в Джамахирии, – были приняты Саркози в Елисейском дворце в Париже. Позднее также они были приняты в Страсбурге депутатами Европарламента, которые большинством голосов также призвали власти ЕС признать Нацсовет законным руководством Ливии.
В международной практике обычно для дипломатического признания достаточно того факта, что данное правительство контролирует данную территорию. Однако признание такого рода факта может быть субъективным, оно полностью зависит от воли других правительств. При этом Устав ООН также не регламентирует эти вопросы. Гендиректор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко пояснил газете ВЗГЛЯД, что в международном праве нет определенных критериев признания правительств других стран.
«Определенного механизма, предписывающего странам признавать правительства других стран, не существует. У каждой страны свои критерии. Это их суверенное право. Решение может приниматься на уровне МИДа или какого-либо коллективного органа», – пояснил эксперт.
Судя по умеренному тону итоговых резолюций саммита, Саркози не удалось убедить своих коллег в ЕС в необходимости жесткой линии относительно Каддафи. Напомним, что еще накануне заседания он призывал к воздушным ударам по Ливии. На саммите не принято практических решений о возможности военных действий против Ливии.
Тем временем Меркель «крайне скептически» отозвалась об идее интервенции в Ливию. Время для военного вмешательства пока не пришло, сказала канцлер. При этом она отметила, что ситуация в этой североафриканской стране «меняется каждый день».
Если еще накануне Саркози допускал возможность интервенции даже без мандата ООН, то после заседания его позиция резко смягчилась. «Европейский совет для защиты гражданского населения изучит все необходимые возможности, при доказуемой необходимости действий, на основании юридической базы ООН и при региональной поддержке, то есть Лиги арабских государств (ЛАГ)», – заявил Саркози.
Тем временем ИТАР-ТАСС передал, что правительство Мальты отклонило обращение Каддафи о посредничестве в переговорах с ЕС. Об этом сообщил сегодня премьер-министр островного государства Лоренс Гонци по окончании встречи с Баррозу.
«Я четко ответил «нет» ливийскому правительству. Мальта настаивает на немедленном и окончательном прекращении насилия без выполнения каких-либо условий», – сказал Гонци. Он пояснил, что его правительство получило «просьбу о помощи в контактах с ЕС» по телефону от секретаря Высшего народного комитета Ливии аль-Багдади Али аль-Махмуди. Это было не первым подобным обращением, ранее к мальтийскому правительству в Валлетте обращался личный посланник Каддафи, напомнил Гонци.
Однако миротворческую роль – без предварительных условий – все еще надеются сыграть в Ливии представители ООН. Как сообщает РИА «Новости», спецпредставитель генерального секретаря ООН прибудет в Ливию в начале будущей недели и проведет переговоры как с властями, так и оппозицией, чтобы добиться выхода из кризиса в этой стране.
«Я постараюсь узнать о ситуации как можно больше и встречусь со всеми заинтересованными сторонами», – пообещал в штаб-квартире ООН бывший глава иорданского МИДа Абдулилла Хатиб, которого генсек ООН Пан Ги Мун назначил своим эмиссаром в Ливии.
С середины февраля в Ливии проходят народные выступления с требованием ухода лидера страны Муамара Каддафи, правящего более 40 лет. Власти оказывают жесткое противодействие восставшим. По данным международных организаций, в столкновениях с силами безопасности и иностранными наемниками погибли до 6 тысяч человек, около 4 тысяч получили ранения.
Совет безопасности ООН 27 февраля принял карательную резолюцию по Ливии. Меры, призванные остановить убийства противников режима Каддафи, в частности, предусматривают эмбарго на торговлю оружием с Ливией, замораживание счетов и запрет на зарубежные поездки ливийского лидера, его семьи и ряда его приближенных.