В пятницу в Брюсселе начался экстренный саммит Евросоюза по ситуации в Ливии. Его участники намерены согласовать действия в отношении режима лидера ливийской Джамахирии Муамара Каддафи. Пока на саммите достигнуто единодушие лишь по вопросу о том, что Каддафи в принципе должен немедленно уйти от власти.
Речь идет о точечных и чисто оборонительных (авиаударах) лишь в том случае, если Каддафи прибегнет к использованию химического оружия
Судя по проекту итогового заявления саммита, ЕС пока не намерен переходить к решительным действиям и начинать военную или миротворческую операцию. Но если судить по предварительным заявлениям некоторых европейских лидеров, в случае резкого ухудшения ситуации в Ливии жесткие меры будут неизбежны.
Самую активную позицию занял президент Франции Николя Саркози, чья страна накануне признала легитимным повстанческий национальный совет Ливии, полностью отказавшись от контактов с Триполи. По прибытии на саммит Саркози заявил, что если режим Каддафи применит против повстанцев химическое оружие, то его страна, а также Англия, могут нанести точечные авиационные удары по силам Каддафи. Правда, возможность нанесения авиаударов Саркози обусловил наличием соответствующего решения ООН, либо, по крайней мере, согласия Лиги арабских государств и оппозиционных ливийских лидеров.
«Речь идет о точечных и чисто оборонительных (авиаударах) лишь в том случае, если Каддафи прибегнет к использованию химического оружия авиацией против мирных демонстрантов», – приводит РИА «Новости» слова Саркози.
В свою очередь британский премьер Дэвид Кэмерон по прибытии в Брюссель отметил, что на саммите должны быть выработаны меры «для изоляции режима Каддафи». «Не вызывает сомнений, что полковник Каддафи должен уйти, – заявил Кэмерон. – Его режим нелегитимен, и то, что он делает со своим народом, абсолютно неприемлемо».
Как сообщает ИТАР-ТАСС, Кэмерон призвал ЕС «проявить амбициозность» и признать, что в Северной Африке происходит «настоящее демократическое пробуждение».
Отметим, что решению Франции признать легитимным повстанческий совет пока никто не последовал. Великобритания, правда, призвала к этому остальных членов ЕС. Но пока это не стало массовым явлением. Как ранее заявил министр иностранных дел Финляндии Александр Стубб, большинство стран – членов Евросоюза не разделяют такую позицию Парижа и Лондона. В четверг Саркози и Кэмерон лично попросили президента ЕС Хермана ван Ромпея признать совет.
«Франция призывает саммит ЕС признать ливийскую оппозицию, представленную переходным национальным советом Ливии, как единственных законных представителей страны и оказать им поддержку», – заявил Саркози перед началом встречи.
В начале саммита его участники выразили взаимопонимание в вопросе необходимости отставки Каддафи. Общую позицию выразила канцлер ФРГ Ангела Меркель, заявив, что Каддафи «должен немедленно уйти» и он «не партнер по диалогу для ЕС». «Евросоюз должен выработать единую позицию по Ливии», – призвала она участников встречи.
Между тем сам Каддафи пригрозил Евросоюзу отказаться от борьбы с международным терроризмом и нелегальной иммиграцией. «Если Европа будет игнорировать активную роль Джамахирии в борьбе с нелегальной иммиграцией и как гаранта стабильности в Африке, в том числе в ее северной части, Ливия будет вынуждена прекратить свои усилия в борьбе с терроризмом и полностью изменить свою политику в отношении «Аль-Каиды*», – пригрозил полковник в ультимативном тоне. Впрочем, напомним, что еще в первые дни волнений Каддафи уже угрожал Западу открыть свои границы и отпустить к берегам ЕС всех желающих.
В пятницу Каддафи указал, что «Ливия способна победить террористов «Аль-Каиды», которые стоят за повстанцами и хотят превратить Джамахирию в Сомали». По его словам, у Европы есть два пути: признать заслуги Триполи в стабилизации обстановки в Африке в целом или отрицать эти заслуги. «В первом случае ЕС должен поддержать нынешние усилия Ливии в противостоянии бандам «Аль-Каиды» и по стабилизации ситуации в стране и в Северной Африке. Тогда Ливия продолжит сотрудничать с Европой по всем соглашениям», – пообещал Каддафи.
Отметим, что угрозы Каддафи небеспочвенны. За последние недели страну покинули более 200 тысяч человек. Многие из них гастарбайтеры, которые живут во временных лагерях в приграничных районах с Ливией. После революции в соседнем Тунисе тысячи мигрантов также воспользовались ослаблением пограничного контроля и бросились в Италию, что поставило эту страну на порог гуманитарного кризиса.
Накануне совет Евросоюза одобрил дополнительные санкции против Ливии в виде замораживания «средств и экономических ресурсов пяти определенных организаций», а также включения в черный список ЕС ливийского бизнесмена Мустафы Зарти, которого называют «подставным лицом» Каддафи в Австрии. В конце февраля Евросоюз уже запретил въезд в страны сообщества 26 лицам, включая лидера Ливии и пятерых членов его семьи, были заморожены их активы в Европе. Совет ЕС также запретил поставлять в Ливию оружие, боеприпасы и спецсредства.
Санкции ранее принял и Совбез ООН. Кроме этого, он поручил изучить ситуацию прокурору Международного уголовного суда (МУС). В начале марта прокуратура МУС начала официальное расследование преступлений против человечности, совершенных в Ливии с 15 февраля. В списке подозреваемых фигурируют имена Каддафи, его сыновей и ряда высокопоставленных чиновников, в том числе министр иностранных дел, глава военной разведки и начальник личной службы безопасности Каддафи.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ