Инспекторы ООН не подтвердили наличие у Ирана новых секретных ядерных объектов, но недавно рассекреченная обогатительная фабрика в Куме оставляет у них большие сомнения насчет искреннего желания Тегерана использовать ядерные технологии в мирных целях.
Но и для военных целей этот завод маловат
Об этом накануне заявил глава Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Мухаммед эль-Барадеи в интервью агентству Reuters. Он также сообщил, что предложение Ирана обменивать свой низкообогащенный уран на готовые топливные стержни не устроило западные державы, поскольку это «не снизит запасы обогащенного урана, рассматриваемого как риск создания атомной бомбы».
Ранее Тегеран отказал МАГАТЭ, потребовавшему вывезти 70% запаса низкообогащенного урана на дообогащение за рубеж. После этого «шестерка» международных посредников (Россия, США, Китай, Великобритания, Франция и Германия) заявила об отсутствии прогресса со стороны Ирана, призвав его начать «серьезный диалог» по ядерной проблеме. В противном случае речь могла пойти о новых санкциях против Тегерана.
Ранее на этой неделе иранские СМИ передали заявление секретаря высшего совета национальной безопасности Саида Джалили, который заявил, что для обмена низкообогащенного (до 3,5%) иранского урана на обогащенный уран (до 20%) Тегерану нужны только четкие гарантии МАГАТЭ. Но, как выяснилось, «четких гарантий» не дает, по мнению «шестерки», сам Иран.
Заявление главы МАГАТЭ прозвучало за пять дней до его ухода из организации, которую он возглавлял 12 лет. Между тем эль-Барадеи сообщил, что до последнего будет советовать международным посредникам дождаться момента, когда исламская республика займет «жизнеспособную» позицию по плану с ядерным топливом, потому что сейчас Иран не представляет ядерной угрозы.
Более того, по его словам, изменение курса в сторону более жестких санкций против Ирана, на что на прошлой неделе намекал Запад, разозленный проволочками со стороны Тегерана, станет контрпродуктивным. Глава МАГАТЭ подчеркнул, что предыдущие антииранские резолюции ООН были на самом деле «выражением разочарования».
Тем не менее Иран должен прояснить хронологию и истинные цели создания объекта поблизости Кума, так как у МАГАТЭ пока нет ощущения, что этот автономный завод, расположенный в гористой местности под землей, действительно предназначен для получения топлива для АЭС.
«Иран не может использовать его в мирных целях, он слишком мал, чтобы производить топливо для гражданского реактора. Но и для военных целей он тоже маловат, чтобы произвести необходимое количество материала для бомбы», – заявил глава МАГАТЭ.
Отметим, что в четверг в Венском международном центре открывается очередная двухдневная сессия Совета управляющих МАГАТЭ. На форуме за закрытыми дверями будут обсуждаться два доклада эль-Барадеи, в том числе и документ по иранской ядерной программе. Германия обещала внести на рассмотрение Совета управляющих МАГАТЭ проект резолюции по Ирану, против которой и выступил эль-Барадеи.
Меж тем в докладе главы МАГАТЭ говорится, что Тегеран не сотрудничает с агентством в вопросах, которые вызывают озабоченность у мирового сообщества насчет возможной военной составляющей его ядерной программы. В документе также отмечается, что прошло больше года с тех пор, когда МАГАТЭ в последний раз смогло привлечь Иран к обсуждению этих спорных вопросов.