«По моему мнению, работа, которая была проведена здесь, в Душанбе, по линии трех организаций – СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ, была самой продуктивной и результативной за последние годы», – заявил президент России Владимир Путин журналистам своего пула по окончании работы саммитов в столице Таджикистана.
Ручка для чемодана
Президенты стран ОДКБ, получившие право льготы на российское оружие, подписали в Душанбе более 20 документов
И если итоги ЕврАзЭС «революционными» назвал сам российский лидер, то окрестить «сенсацией» саммит Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) за него поспешили СМИ и эксперты. По их мнению, в геополитической борьбе за Центрально-Азиатский регион Москва сделала несколько сильных ходов на годы вперед. И по сути новая ОДКБ – это «анти-НАТО», но в этом российский лидер, конечно, не признается.
Долгое время в кругу экспертов бытовало мнение, что СНГ – организация мертворожденная и создана она была исключительно для мирного развода бывших советских республик. Однако Содружество, судя по всему, намерено хотя бы попробовать изжить клеймо «чемодана без ручки». Всего на саммите было подписано 17 документов, в том числе новая концепция развития. Теперь, если странам удастся прийти к некому консенсусу, решения саммита будут обязательными для всех, что для СНГ чистое новаторство.
Однако подписи под итоговым документом наотрез отказались поставить президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов и лидер Грузии Михаил Саакашвили. Первый настаивал на «традиционном нейтралитете Туркмении». Последний вообще приехал на саммит непонятно зачем. Подписей Саакашвили не значилось ни под одним из принятых соглашений, если не считать кадровых решений Содружества и согласования места следующей встречи (Бишкек, Киргизия). Благо не было в принимаемых документах «ни одной позитивной нормы».
Против награждения хозяина саммита президента Таджикистана Эмомали Рахмона памятным знаком в честь 15-летия СНГ (и 55-летия самого Рахмона) Саакашвили, впрочем, не возражал. Но всем остальным инициативам Грузия объявила бойкот, в том числе программе по борьбе с хищением культурных ценностей и соглашению по подготовке к празднованию 65-й годовщины победы СССР во Второй мировой войне.
Даже Украина, президент которой саммит проигнорировал, проявила куда большее участие, и глава украинского МИДа Арсений Яценюк хоть на словах, но радовался новым перспективам сотрудничества.
«Основных итогов у саммита два. Позитивный – риторика Яценюка, негативный – демарш Туркмении, – заявил газете ВЗГЛЯД директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. – Конечно, Туркмения СНГ никогда особо не жаловала, но приход к власти Бердымухаммедова внушал надежды. Сотрудничество с этой республикой, особенно в газовой сфере, крайне важно для России. Я теперь с тревогой жду заявлений, которые может сделать Бердымухаммедов после такого вот демарша».
Но даже если не вспоминать показушное манкирование процессом, которое демонстрировала Грузия, единства в рядах президентов суверенных держав не было и в помине. Все 17 документов подписали только Россия, Киргизия, Белоруссия и Армения. Страны – члены ГУАМ (то есть Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия) по многим имели «особую позицию», по итоговой декларации – в том числе.
Так, Азербайджану не понравилась, что СНГ нет дела до его головной боли – конфликта в Нагорном Карабахе, и в своей «особой позиции» президент Ильхам Алиев львиную долю уделил сепаратистским настроениям.
У Украины головная боль другая, но тоже предсказуемая – русский язык, и с тем, что он «играет важную роль в решении задач гуманитарного сотрудничества на просторах СНГ», Киев предпочел не согласиться. Молдавия вообще подписалась только под одним пунктом – об экономическом сотрудничестве. В развитии военно-технического сотрудничества Кишинев участвовать не намерен.
Соглашение о разработке единой миграционной политики, один из главных документов саммита, проигнорировали в конечном итоге Молдова, Грузия, Туркменистан и Азербайджан. В рамках других соглашений – о борьбе с терроризмом, экстремизмом и транснациональной преступностью – нашлись свои отказники.
По договору о борьбе с наркотрафиком – свои. Не помогло даже показательное уничтожение тонны героина, проведенное таджикскими властями. И тем не менее, считают эксперты, будущее у СНГ есть. Хотя многочисленные документы, принимаемые Содружеством в прошлом, и уходили, как правило, в песок.
«СНГ вполне может набрать политический вес и заработать в полную силу к концу 2008 года, – заявляет Минченко, – то есть не раньше, чем в России пройдут президентские выборы. У нас в СНГ во многом солирующая роль, без определенности с тем, кто будет руководить Россией после 2008 года, развитие сотрудничества затруднительно».
Высокую явку президентов на саммит «полураспадающейся» организации считает позитивным фактором и директор Института стран СНГ Константин Затулин. «Никаких революционных событий на саммите не произошло, – заявил он газете ВЗГЛЯД, – все принятые решения были ожидаемы и согласованы.
Единственное исключение – назначение нового исполнительного секретаря СНГ. Это действительно был сюрприз. Многие считали, что назначение будет проведено позже, однако Владимир Путин все это время проводил согласования и важный результат был достигнут».
Напомним, что на место Владимира Рушайло был утвержден теперь уже бывший глава Службы внешней разведки России Сергей Лебедев.
Таможня дала добро
Итоги ЕврАзЭС Владимир Путин назвал «почти революционными». В первую очередь благодаря тому, что на саммите были заложены основы Таможенного союза, в который уже вошли Россия, Белоруссия и Казахстан, а Киргизия и Таджикистан предполагают присоединиться в ближайшее время. Кроме того, участники союза согласились передать часть своих полномочий наднациональному органу, первому на постсоветском пространстве, – комиссии ЕврАзЭС.
А вот солировать в ней будет именно Россия. Владимиру Путину удалось продавить поправку, по которой РФ будет обладать в этой комиссии контрольным пакетом голосов.
Продавливать пришлось через Казахстан. Президенту Нурсултану Назарбаеву такой состав комиссии явно пришелся не по душе, и на пресс-конференции после саммита против распределения он высказался открыто. «Конечно, Россия – крупнейшая постсоветская экономика, – заметил Назарбаев. – Но хотя в Европейском союзе особая роль Франции и Германии принимается во внимание, они не могут принять решение без маленьких государств».
Из-за такой позиции Казахстана подписание пакета документов по Таможенному союзу было под вопросом до самого конца. Однако Путину все-таки удалось настоять на своем и в конечном итоге проект был подписан. Его суть – создание единой таможенной территории, упрощающей взаимную торговлю.
Не обошлось на саммите и без кадровых новостей: новым генсеком ЕврАзЭС вместо Григория Рапоты, который теперь назначен полпредом президента в ЮФО, стал Таир Мансуров. Для России он человек не чужой, благо на протяжении 8 лет работал послом Казахстана в РФ.
Однако главный сюрприз тройного саммита, по мнению экспертов, пришелся все-таки на ОДКБ. Лидеры России, Армении, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана и Белоруссии единогласно подписали пакет документов, способных превратить ОДКБ в мощную военно-политическую структуру региона.
Во-первых, в рамках ОДКБ создаются коллективные миротворческие силы. Бригады миротворцев, имеющие теперь международный статус, смогут при необходимости осуществлять свою деятельность в «любой горячей точке мира», пояснил генсек ОДКБ Николай Бордюжа. При этом для действий на территории стран – участниц договора им не понадобится даже мандат ООН.
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, впрочем, сразу заявил, что миротворчество в Абхазии и Южной Осетии договором не подразумевается. Возможно, чтобы успокоить вконец расшатанные нервы Саакашвили.
Вторая новость: подписание между Организацией Договора о коллективной безопасности и Шанхайской организацией сотрудничества меморандума о намерениях. И хотя меморандум направлен в первую очередь на сотрудничество в борьбе с терроризмом, наркотрафиком и бандитизмом, ряд СМИ на Западе окрестили его не иначе как «создание антинатовского блока».
Сергей Лавров сразу отрезал, что подобные заявления от лукавого и не нужно искать сенсацию там, где есть «обычный рабочий момент». Вторил ему и генсек ОДКБ Николай Бордюжа, заявивший, что «мы не видим в НАТО соперника или врага, наоборот, стремимся сотрудничать». Напомнили чиновники, что подобные меморандумы ШОС уже заключала с ЕврАзЭС и ООН. Однако факт остается фактом – ни ООН, ни ЕврАзЭС оборонными структурами не являются. Кроме того, коллективные силы быстрого развертывания в регионе, согласно договоренностям, теперь будут заметно обновлены.
«Да, в некотором смысле идет создание именно антинатовского блока, – считает Евгений Минченко. – Я-то такие предположения делать могу». Константин Затулин также отметил, что подобные заявления (о противодействии НАТО), разумеется, никто из высших лиц государства сделать не мог, а если и сделает, то в самый последний момент. «Пока речь идет об интеграции, идет рабочий момент, это гораздо важнее», – заявил Затулин газете ВЗГЛЯД.
К слову, создание «коллективных миротворцев» мы пробиваем с 2003 года. Не сенсация и меморандум – на нем давно настаивает Китай.
Разумеется, в подобных структурах заинтересована в первую очередь Россия – как ведущий геополитический игрок в довольно нестабильном регионе (говорить об идейном единстве вечно враждующих Таджикистана и Узбекистана, например, не приходится).
Но у других членов ОДКБ имеется свой интерес – теперь они будут получать российское вооружение и спецтехнику по внутренним ценам. Причем предложение действительно не только для вооруженных сил стран – членов ОДКБ, но и для их спецслужб.
Всего же президенты стран ОДКБ, получившие право льготы на российское оружие, подписали в Душанбе более 20 документов, причем практически без обсуждения. А под закрытие саммита зарождающийся военно-политический блок сделал несколько громких геополитических заявлений. В частности, категорически призвал к мирному решению ядерной проблемы Ирана.