Мнения

Тимофей Бордачёв
Программный директор клуба "Валдай"

Какое будущее у «Большой двадцатки»

19 ноября 2024, 12:44

Фото: Wang Tiancong/XinHua/Global Look Press

Отчасти усилиями СМИ, а отчасти в силу объективных обстоятельств, но эмоциональное напряжение вокруг военно-политического конфликта России и Запада достигает в эти дни очередных вершин. И мало сомнений в том, что в будущем нам предстоит еще немало подобных моментов: выгоды США и Европы от их силовой монополии очень велики, а решимость России или Китая изменить это весьма последовательна. Поэтому не стоит думать, что новый международный порядок наступит легко и даже в весьма продолжительной перспективе мы сможем сравнительно спокойно смотреть на внешнюю политику.

В таких драматических обстоятельствах может возникнуть вопрос: а зачем вообще нужны глобальные структуры, если будущее решается на полях сражений? И в первую очередь такие сомнения могут быть обращены к организациям вроде «Большой двадцатки», саммит которой проходит в эти дни в Бразилии. Россия там уже традиционно представлена министром иностранных дел – самым опытным дипломатом планеты Сергеем Лавровым. Практически все остальные участвуют на уровне глав государств и правительств.

«Большая двадцатка» («Группа двадцати», G20) – это одновременно символ уже ушедшей эпохи и полигон, где новый мир отрабатывает свои навыки глобальной политики. Она была создана США и Великобританией во время кризиса 2008 года, чтобы размазать ответственность за свои ошибки на остальное человечество. Но теперь уверенно используется именно лидерами крупнейших развивающихся стран для самоутверждения в мире, который приходит на смену западному доминированию.

Как и многое в этом мире, судьба «Большой двадцатки» зависит от способности Запада приспособиться к утрате привилегированного положения. А точнее – того, насколько последовательными и осторожными окажутся все остальные страны мира. Совершенно не желающие больше жить в соответствии с указаниями США и Европы, а также обеспечивать их всем необходимым, но не согласные и на разрушение глобализации, приносящей выгоду каждому.

Сама по себе идея создать нечто, где страны «Большой семерки» могли бы следить за поведением остальных, появилась на фоне финансового кризиса в Азии в конце 1990-х годов. Тогда стало очевидно, что темпы развития и масштаб азиатских экономик могут оказывать влияние на положение во всем мире. США после холодной войны чувствовали себя уверенно и подумывали о том, чтобы допустить к обсуждению важнейших проблем развития страны, не входящие в круг их ближайших сателлитов.

Тем более что тогда на Западе всеобщей была уверенность, что по мере своего экономического развития Китай также откажется от полного суверенитета и вольется в ряды Либерального мирового порядка. Учредительная конференция первого издания «Двадцатки» прошла в Берлине в декабре 1999 года. Но сразу после этого о новой глобальной структуре успешно забыли. В самих США к власти пришли силы, решившиеся на попытку закрепить свою власть силой. То, что эта власть постепенно размывается, было очевидно тогда для многих. И вместо хотя бы частичного разделения привилегий с более широким составом участников Вашингтон попробовал всех просто запугать.

Результатом стали военные вторжения в Афганистан (1991) и Ирак (2003), которые посеяли сомнения в адекватности американцев даже во Франции и Германии. А окончательно черту под походом за мировым доминированием США подвел экономический кризис 2008–2013 годов. Он, как мы помним, начался с ипотечного кризиса в США, а дальше приобрел характер мирового финансового кризиса. Это неудивительно – ведь внутренние экономические проблемы в Америке никто не решал, а вся надежда была на то, что перепуганный американской мощью мир сам принесет все «на блюдечке с голубой каемочкой».

Этого не произошло. Более того, складывается впечатление, что именно в 2008-2009 годах ведущие страны за пределами Запада осознали – ничего существенного кроме неприятностей им от США и Евросоюза ожидать не стоит. На Западе это достаточно быстро поняли и переполошились: нужно было срочно придумать способ, как сохранить хотя бы некоторый контроль над поведением остальных. Все это было, напомним, на фоне Мюнхенской речи Владимира Путина и разворота Китая к политике, олицетворением которой стал Си Цзиньпин.

При этом реально делиться с кем-либо полномочиями по управлению мировой экономикой на Западе, само собой, никто не собирался. Задачи были в том, чтобы, во-первых, сделать антикризисные меры правительств по всему миру выгодными для США и, во вторую очередь, Европы. А во-вторых, создать видимость всеобщего единодушия по поводу того, что фундаментально в мировой экономике менять ничего не надо.

Неолиберальная модель рынка американцев вполне устраивала, как ее реформировать, они не знали и в итоге стремились просто решать тактические задачи. Сохранение «Большой семерки», где страны Запада в узком кругу обсуждали свои отношения с окружающим миром, гарантировало, что предлагаемые на рассмотрение «Двадцатки» решения будут отвечать интересам тех, кто виноват в экономических потрясениях.

Поэтому, когда к 2012 году острота мирового финансового кризиса постепенно прошла для Запада, смысл существования «Двадцатки» оказался понемногу утерян. Именно тогда можно было говорить о вероятном финале «Двадцатки» и о том, что эта структура скоро уйдет в небытие. Попытки России и развивающихся стран двигать дело к созданию более-менее справедливого экономического порядка традиционно Западом заматывались. А контролируемые США газеты и информационные агентства начали писать о кризисе исполнения решений в таком масштабном формате.

США и Европа вообще очень любят убеждать нас в неэффективности того, что не приносит им самим немедленной пользы. Такого рода оценки в принципе могут служить показателем: если Bloomberg, Reuters или британские газеты что-то в мире ругают, то значит это дело хорошее и перспективное. А если хвалят – то точно дрянь или очередная задуманная Западом пакость.

Но ожидаемой 10 лет назад смерти «Большой двадцатки» не произошло: чудесным образом и к разочарованию ее создателей. Наоборот, она внезапно обрела новый смысл. Последним ее саммитом, где царило хотя бы сравнительное единодушие, оказалась встреча в Санкт-Петербурге в сентябре 2013 года. Но уже через несколько месяцев начался украинский кризис, и следующая «Двадцатка», собравшаяся в Австралии, полностью прошла под влиянием наступления США и Европы на Россию. Тогда страны Запада впервые попробовали использовать «Двадцатку» уже в политических целях. Но ничего из этого не получилось: крупные развивающиеся страны уже создали БРИКС, а все остальные совершенно не стремились изолировать Москву в угоду текущим интересам ее противников. 

Как и во многом другом, что касается современного мира, главную ошибку США и Европа сделали после начала специальной военной операции, попытавшись поставить остальных перед выбором: мы или Россия. Последовавшие за этим встречи «Двадцатки» в Индонезии (2022) и Индии (2023) показали: никто кроме ближайших союзников США делать такой выбор не собирается. И если Индонезия как страна, более зависимая от Запада, пыталась США и Евросоюз успокоить, то Индия их просто проигнорировала. Сейчас на саммите в Бразилии речи об осуждении России даже не идет.

Мировое большинство согласно говорить с Западом, даже принимает его некоторые инициативы и предложения в экономике. Но абсолютно исключает вероятность того, что «Двадцатка» станет площадкой для борьбы против России или в недалеком будущем Китая. Насколько устойчивой окажется такая динамика, сказать сложно: Запад все еще может «сорваться с цепи» и начать разрушать все, что не может контролировать. Однако пока «Двадцатка» выглядит так, как будто нашла свое новое предназначение.


Вам может быть интересно

Минобороны: ВСУ атаковали Брянскую область ракетами ATACMS
Темы дня

Ссора с Россией заставляет ЕС предать интересы Франции ради Германии

Евросоюз пытается купировать далеко идущие последствия разрыва экономических связей с Россией. Ради этого Брюссель готов заключить эпохальное торговое соглашение с Латинской Америкой. О чем идет речь – и почему новый договор окажется в интересах Германии, но в итоге погубит целую отрасль французской экономики?

Русофобские «эскадроны» споткнулись на русских деньгах

Кампания по уничтожению русского языка в Прибалтике натолкнулась на неожиданное препятствие. Подчиняться требованиям оголтелых националистов отказываются многие представители местного бизнеса – а все потому, что значительная часть их клиентов говорит по-русски. Деньги русских, как выяснилось, защищают права русского языка в Прибалтике.

Рар: Решение Байдена об ударах вглубь России может быть частью плана Трампа

Эксперт: Украина устраивает провокацию в ОЗХО по примеру «Белых касок» в Сирии

Сара Вагенкнехт потребовала починить «Северный поток – 2»

Новости

Лукьянов: Разгон спецназом протестующих в Тбилиси не станет началом майдана

К грузинской оппозиции приходит понимание, что им не удалось раскачать ситуацию в республике, а тем временем окно возможностей закрывается. Поэтому сейчас пытаются резко взорвать ситуацию, сказал газете ВЗГЛЯД политолог Федор Лукьянов. Ранее спецназ разогнал палаточный лагерь протестующих в центре Тбилиси.

Представлен логотип празднования 80-летия Победы

В Музее Победы на Поклонной горе прошла презентация мероприятий и логотипа празднования 80-летия Победы, сообщили в Кремле.

Гендерно-нейтральные туалеты в «Ельцин Центре» объяснили удобством инвалидов

Гендерно-нейтральные туалеты в «Ельцин Центре» созданы для удобства людей с ограниченными возможностями передвижения, объяснила пресс-секретарь центра Елена Володарская.

На окраине Кишинева обнаружили упавший беспилотник

Возле спорткомплекса «Арена Кишинев» в пригороде столицы Молдавии найден беспилотник, на месте происшествия работают взрывотехники и специалисты, сообщила полиция республики.

Назначен исполняющий обязанности президента Абхазии

Вице-президент Бадра Гунба займет пост исполняющего обязанности президента Абхазии до проведения досрочных выборов, заявил спикер парламента Лаша Ашуба.

Песков объяснил увеличение сроков спецоперации

Специальная военная операция, начавшаяся против киевского режима, продолжается в виде конфликта с НАТО, из-за чего затягивается и может продлиться дольше, чем планировалось, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Путин утвердил обновленную ядерную доктрину России

Президент России Владимир Путин утвердил Основы государственной политики в области ядерного сдерживания, уточнив параметры применения ядерного оружия.

Генштаб ВСУ опроверг удары ATACMS вглубь России

Генштаб Украины не подтвердил данные о применении ВСУ американских ракет ATACMS для ударов по российской территории, озвученные украинскими СМИ.

Набиуллина: Экономика России находится в переломной точке

В ближайшие месяцы можно ожидать замедления инфляции на фоне усиления денежно-кредитной политики, заявила председатель Банка России Эльвира Набиуллина.

Зеленский представил Раде «план стойкости»

Президент Украины Владимир Зеленский представил новый так называемый план стойкости в Верховной раде в обстановке секретности, отключив трансляцию, интернет и мобильную связь.

Российскую фигуристку Понтелеенко заподозрили в употреблении допинга

Российская фигуристка Надежда Понтелеенко, занявшая третье место на первенстве России, сдала положительный допинг-тест, сообщили СМИ.

Стало известно о зачистке промзоны Купянска от украинских войск

Российские войска продолжают операцию по зачистке промзоны Купянска в Харьковской области от украинских военных, сообщил глава военно-гражданской администрации региона Виталий Ганчев.
Мнения

Тимофей Бордачёв: Какое будущее у «Большой двадцатки»

G20 – это одновременно символ уже ушедшей эпохи и полигон, где новый мир отрабатывает свои навыки глобальной политики. Ожидаемой в прошлом смерти «Большой двадцатки» не произошло, к разочарованию ее создателей. Наоборот, она внезапно обрела новый смысл.

Игорь Мальцев: «Российская оппозиция» способна только грантососить

Погодите, а это точно марш за мир? Да нет – вам же сказали: это шествие побежденных. В их альтернативных мозгах Украина их уже победила. Ну, если они русские. А кричалки «Спасибо, Германия» – логичное продолжение либеральной московской темы 1990-х: «победил бы Гитлер – пили бы баварское».

Денис Миролюбов: Зачем футбольным легионерам давать российские паспорта

Кто-то скажет, что легионеры становятся русскими ради более приятной ставки налогообложения. Но эти налоги останутся в стране – что ж тут плохого? А сами легионеры, даже если в итоге и уедут жить на историческую родину, с теплотой расскажут о России другим людям. Даже такая мягкая сила нам пригодится.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?