Мнения

Дмитрий Грунюшкин
писатель

Слухи о смерти литературы верны, но преждевременны

5 декабря 2020, 12:10

Фото: Александр Авилов/Агентство «Москва»

О близкой смерти литературы говорят уже давно. Тиражи книг стремительно падают, один за другим разоряются книгопродавцы. Недавно закрылась сеть книжных магазинов «Республика», принадлежавшая «колбасному королю» Вадиму Дымову. Официально причиной называется смертельный удар пандемии, от которого сеть не смогла оправиться.

Люди стали меньше читать – сокрушаются издатели, писатели и лоточники. Да, «пробные» книжные тиражи в 50 тыс. экземпляров и средние в 100, а то и 200 тысяч времен СССР, канули в Лету. Потом книжный голод исчез, и тиражи перестали поражать воображение. Но процесс падения с наступлением эры книжного перенасыщения не остановился. Когда я начинал издаваться, нормальным для новичка без имени был тираж в 10 тысяч. Позже планку сместили на пять тысяч. Издатель говорил, что ниже просто нет смысла, даже «в ноль» не выйти. Через несколько лет я узнал, что новичков «ставят в две тысячи». А сейчас с удивлением вижу в выходных данных книг небольших издательств тиражи в 500 экземпляров. И это тиражи известных людей!

Интернет стал все сильнее душить «бумагу». Тиражи газет вообще ухнули куда-то на уровень «Кольской сверхглубокой». Журналы закрываются просто массово. Хорошие журналы! Десять лет назад почил «Русский Ньюсвик». В этом году после мучительной агонии окончательно скончался замечательный «Русский репортер». А сколько их было! Казалось бы, ответ на поверхности. Люди уходят в Сеть. Но читать не перестают. Отходит только «бумага» – и туда ей и дорога, больше берез на Земле останется.

И действительно! Раньше в электричках и метро все сидели с книжками и газетами, а сейчас со смартфонами. Делов-то! Велика ли разница? Читают же. Но если присмотреться, то окажется, что читают-то из них единицы. Остальные в лучшем случае «чатятся» в мессенджерах, а чаще гоняют игры или смотрят ролики в YouTube или TikTok. Качественной замены не произошло. Произошло вытеснение.

Кто-то возразит – ерунда какая! О какой смерти литературы можно говорить, когда книжные развалы просто ломятся от ассортимента? Купить можно что угодно на любую тему, любого жанра и любого способа выражения, вплоть до самых экзотических. Но если вдуматься, такое богатство выбора – весьма печальный симптом, как ни странно это звучит. Любой маркетолог знает, что на схлопывающемся рынке один из способов удержаться на плаву – диверсификация и снижение издержек. Когда потребитель голоден, он сметет в огромном количестве все, что ему дадут. И тиражи будут огромны. Не важно, какой это товар – колбаса, автомобили или книги. Чтобы продать что-то сытому – более того, закормленному –потребителю, продавец должен пускаться на разные ухищрения. И далеко не всегда эти ухищрения означают качество. Чаще это упаковка, навязчивая реклама, псевдоэкзотика и прочие маркетинговые изыски.

При сильнейшем увеличении разнообразия предложения, суммарные тиражи стремятся вниз. Массовая литература уступает поле боя нишевой. Издатели идут на риски, выпуская всякого рода новаторскую, экспериментальную литературу. Часто странную, какую лет пять назад на пушечный выстрел бы к рынку не подпустили. Нередко откровенно плохо написанную. Но вдруг и у этого найдется свой покупатель? Продать бы хоть что-то! Пусть небольшим тиражом, на грани окупаемости, но продать. Рынок съеживается. И, боюсь, процесс этот необратим. Но есть гораздо более серьезные последствия ухода людей в YouTube, Instagram* и TikTok. Приходится говорить не столько о смерти художественного слова, сколько о возможной смерти текстового общения как такового.

Все мы знаем, что 90% информации человек получает с помощью зрения. Уточню – посредством образов. Образ буквы в этом плане промежуточный. Поначалу пещерным людям вполне хватало выбитых на граните картинок охоты. Потребность в письменности появилась тогда, когда количество обязательной к усвоению информации и ее форма стали превышать возможности художников. Но и тогда иллюстрация являлась важнейшей составной частью письменных источников.

Со временем потребность выражать свои мысли письменно перестала быть уделом избранных и обуяла умы человечества. Во всяком случае, грамотной его части. Писать принялись все подряд. Этому способствовали две вещи – развитие печатных машин, сделавших книги и журналы доступными, и почта.

Да, почта! Когда-то роль нынешнего телевидения и радио исполняли герольды, глашатаи и прочие гонцы. А друзья, жившие в паре сотен километров, порой узнавали новости друг о друге через пару лет от случайных проезжих. Регулярная почта изменила все. Поговорить друг с другом через пространство стало легко. И ответ приходил стремительно, через какие-нибудь дней десять. И все кинулись писать письма. Эпистолярный жанр претерпел эпоху невиданного расцвета. Искусство написания письма оттачивалось до бритвенной остроты. Онегины писали письма Татьянам, Татьяны – Онегиным. Они писали красиво, образно, стремясь в форме к совершенству. Писали все всем. В советских пээсэс (Полное собрание сочинений) авторов того времени эпистолярии занимали внушительную часть, иногда пару томов. Письма гениев изучали в школах – и не напрасно, это были действительно великие образцы литературы, подчас не уступающие в достоинстве главным произведениям.

А потом все в одночасье рухнуло и рассыпалось в пыль. Потому что Александр Белл придумал телефон. В течение каких-то десяти лет эпистолярное искусство вернулось к тому, с чего начиналось, и вновь стало уделом избранных. Потому что поговорить с человеком гораздо надежней для понимания, чем написать ему письмо, и уж точно быстрее. Ведь излагать мысли на бумаге реально намного сложнее для большинства людей, чем говорить.

И вот появился интернет. Расстояния совсем съежились, мир оказался маленьким и переплетенным паутиной каналов информации. И все снова кинулись писать. Все снова стали писателями и читателями. Конференции, журналы, форумы, блоги... Буквы, тысячи, миллионы, миллиарды букв. Казалось бы, всесокрушающий ренессанс текста!

Но это только «казалось». Всему виной «узкий» канал, который без проблем пропускал только письменный текст. Звуковые каналы и тем более видео были слишком дороги и ненадежны. Но «ребенок» рос и развивался сумасшедшими темпами. За какие-то лет 10-15 изменилось все. «Пилить видосы» и вести «влоги» теперь может любой школьник или оленевод. Преграды исчезают, как снег в конце марта. И это приговорило «текст».

Совсем недавно блогеры были властителями дум. Но их стремительно стали вытеснять подкастеры. Но их век оказался еще короче – видеоблоги вышибли их с занятых высот быстрее, чем ВКС выбили «бармалеев» из Алеппо. Самые популярные на YouTube ролики – это видеоинструкции. Читать инструкцию к бензопиле? Да там хрен чего поймешь. Даже с картинками. А вот человек тебе пальцем показывает, куда жать и за что дергать – и даже домохозяйка поймет, что делать с этой «Хускварной». Мессенджеры уже позволяют отправлять звуковые сообщения – и многим это удобнее. Зачем звонить человеку и слушать его ответы или тем более мучительно набирать текст, когда можно нажать кнопку, наговорить минуту и одним движением пальца отправить послание абоненту. И пусть это выглядит так, будто тебе не хочется с ним говорить и лень тратить время на набор текста – зато быстро и удобно.

Многие студенты уже предпочитают получать знания не из учебников, а из видеокурсов. Онлайн-школы по написанию сценариев, добыванию огня алюминиевой ложкой или стрижке собак уже начинают вытеснять традиционные каналы получения навыков и профессий.

Умение излагать мысли на бумаге или даже в текстовом редакторе становится уделом элиты. Буква стремительно уступает позиции визуальному способу получения информации. Даже умение расписаться скоро не будет остро необходимым – ведь можно завизировать все отпечатком пальца или снимком сетчатки глаза.

Так что, это смерть литературы? Ну почему же? Литература не умрет. Но будет вынуждена измениться. Аудиокниги давно уже популярны. Но со временем писатели, которые хотят донести себя, свои мысли и чувства, рассказать свои истории, будут изменять свои произведения в целях возможности усвоения их в визуальной форме. Это будет синтез литературы, театра и видеоблога. Писатели будут сами читать свои произведения, а лучше нанимать артистов или делать некие видеоклипы или даже фильмы. В конце концов технологии развиваются в таком направлении и такими темпами, что слепить фильм, где у тебя будут играть, как настоящие, Аль Пачино и даже Данила Козловский, скоро будет проще, чем придумать для них достойную историю.

А то, что народ станет неграмотным и будет писать с ошибками – неприятно только грамотеям и граммар-наци. Важнее ведь понимать, чем писать без ошибок. Это не утеря языка, это его трансформация. Даже человек, плохо знающий правила грамматики, может ценить хорошую литературу.

Вот вы сами любите музыку? А ноты знаете? А сольфеджио? Вот я и не знаю. А музыку люблю. Так и тут. Люди всегда будут хотеть слушать интересные истории. А для этого нужны те, кто умеет их сочинять. А форма – это уже вторично.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

Вам может быть интересно

Ростех нарастил производство управляемых авиабомб
Темы дня

Китай попал под американский удар по российскому СПГ

США продолжают свою атаку на российские СПГ-проекты. Четвертая волна санкций затронула китайские компании и специализированные суда. Удар по Китаю, как третьей задействованной стороне в этой истории, именно сейчас не случаен. За что Вашингтон наказывает Китай и как это скажется на судьбе российского СПГ?

Украинская коррупция ускорила отступление ВСУ

Российские войска продолжают успешное продвижение в ДНР на нескольких участках фронта. Западные СМИ объясняют этот успех развалом украинских инженерных войск, из-за чего ВСУ приходится отступать на неподготовленные позиции. Так ли это на самом деле и как в нынешних условиях противник намерен выстраивать оборону в регионе?

Страны G7 начали отказываться от идеи изъятия российских активов

Киев призвал к «наступательной украинизации» страны

Ивлеева прокомментировала «голую вечеринку» словами «не в то время, не в том месте»

Новости

Украинскую диаспору в США шокировал разговор военных на русском

Представители украинской диаспоры в Вашингтоне шокированы тем, что приглашенные бойцы ВСУ, которые проходили реабилитацию в Штатах, начали разговаривать между собой на русском языке, сообщил экс-министр экономики Украины Тимофей Милованов.

В Германии признали прорыв российских военных под Часовым Яром

Украина все еще ведет бои близ города Часов Яр, в то время как российские военные уже совершили прорыв в этом стратегически важном месте, поделился мнением корреспондент немецкого телеканала Welt Кристоф Ваннер.

В Чехии заявили о невозможности отправить украинских уклонистов на родину

Чехия поддерживает беженцев с Украины, но не уклонистов от призыва, заявил министр иностранных дел республики Ян Липавский, слова которого приводит портал novinky.cz.

В России заявили о «зашкаливающей» предвзятости МВФ

Предвзятость в аналитике Международного валютного фонда (МВФ) всегда была, но в данный момент этот уровень просто зашкаливает, заявил исполнительный директор от России в МВФ Алексей Можин.

Странное свечение над Тверью объяснили запуском американской ракеты-носителя

Яркое северное сияние в небе над Тверью может быть последствием пролета запущенной Соединенными Штатами ракеты-носителя Falcon 9.

Ростех нарастил производство управляемых авиабомб

Госкорпорация «Ростех» наращивает производство авиабомб с управляемыми модулями планирования коррекции в связи с высокой востребованностью, сообщил гендиректор Сергей Чемезов.

Ходорковский начал передавать детям контроль за финансированием оппозиции

Бывший российский олигарх Михаил Ходорковский вводит своих детей в управление фондами, финансирующими политические проекты. Сын Глеб Ходорковский в марте 2024 года стал директором Оксфордского российского фонда, а дочь Анастасия в ноябре 2023 года возглавила фонд «Новое поколение Европы», пишут СМИ.

Российские и американские военные оказались на одной авиабазе в Нигере

Российские военнослужащие разместились на территории авиабазы 101 в Нигере, где также дислоцированы американские войска, сообщили в Пентагоне.

В украинской разведке завели речь о мирных переговорах

Киев не может выиграть вооруженный конфликт исключительно на поле боя, мирные переговоры станут условием для окончания боевых действий, заявил журналу The Economist замначальника ГУР Минобороны Украины Вадим Скибицкий.

Украинские СМИ: Макрон не присылает войска и не спешит с визитом в Киев

Французский президент Эммануэль Макрон вопреки собственным заявлениям не присылает войска на Украину, несмотря на совершаемые российскими военными успехи, пишет украинское издание «Страна».

«Грады» уничтожили пункты временной дислокации ВСУ у границы с Белгородом

Расчеты РСЗО «Град» группировки прикрытия госграницы уничтожили пункты временной дислокации (ПВД), технику и живую силу ВСУ в приграничном с Белгородской областью районе Украины, сообщили в Минобороны России.

Экспертиза выяснила детали теракта на Крымском мосту в 2022 году

Взрывотехническая экспертиза по делу о теракте на Крымском мосту в 2022 году показала, что для подрыва использовалось самодельное взрывное устройство мощностью, эквивалентной 10 тоннам тротила.
Мнения

Сергей Худиев: Почему Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?