На мой взгляд, это главная карта России – карта медианных средних заработных плат (т. е. 50% населения получает больше этой суммы, а 50% – меньше). Данные за апрель 2017 года, но с тех пор принципиально ничего не поменялось. Тогда медианная средняя заработная плата в России составляла 24 700 рублей. Пермский край находился ниже этой черты.
При взгляде на эту карту в целом симптомы экономических болезней России видны каждому, у кого есть «глаза видеть и уши слышать»: упор на добычу и экспорт сырья, деградация традиционной промышленности Урала и, главное, экономический тупик Центральной России.
Мне это кое-что напоминает. Очень неожиданное для многих, вероятно. Бразилию эпохи «Старой республики». Когда император Бразилии Педру II отбыл на лечение в Европу, его наследница и регент империи на время отсутствия отца принцесса Изабелла отменила рабство (1888), справедливо считая его не только аморальным, но и экономически вредным для развития страны, ибо рабство фиксировало перекос в распределении ресурсов в пользу тех плантаторов, добавочная стоимость владений которых стремительно падала, но которые контролировали бразильский экспорт.
Долгосрочные интересы развития Бразилии, осознававшиеся императорским двором в Рио-де-Жанейро, вошли в острый конфликт с краткосрочными интересами экспортеров кофе, сахара, мяса. Именно они всего через полтора года после отмены рабства свергли монархию и установили олигархическую республику под фанфары демократической и республиканской демагогии. Началась политика «кофе с молоком», законсервировавшая экономическую отсталость Бразилии еще на полвека, пока в 1930 году на путь развития страну не вернул Жетулиу Варгас.
Параллели и аллюзии между личностями на политической сцене современной России и Бразилии столетней давности проводите сами. Я лишь отмечу, что конфликт долгосрочных интересов развития России и краткосрочных интересов сырьевых экспортеров достиг в нашей стране непозволительного накала, что особенно заметно в денежно-кредитной политике, проводимой в стране. Он может осознаваться «массами» или не осознаваться. Важно, чтобы элиты осознавали источник проблемы.Либо государство и сырьевые элиты пересмотрят консенсус в распределении ренты в пользу инвестиций в глубокую модернизацию промышленности – там, где есть что модернизировать, и «новую экономику», где есть люди, которых можно для этого задействовать, и где есть возможности создавать новые производства, либо последствия могут быть самыми печальными.
Этап развития страны, который по аналогии с историей Бразилии можно было бы назвать «нефть с газом», пора заканчивать.
Источник: Блог Антона Любича