На Украине продолжают делать все, чтобы растоптать малейшие напоминания о прошлом, связанном с Россией и русскими. Деккомунизации для этого совершенно недостаточно, так как советский период – лишь часть общерусской истории.
Тонко чувствуя этот момент, некоторые украинские чиновники и депутаты бегут, что называется, впереди паровоза. Ладно, с коммунистами покончено, но ведь не только они закабаляли цветущую Украиноньку в москальское рабство.
А кто еще? Подскажет «наше все» Тарас Григорьевич Шевченко:
Ой Богдан, Богдан,
Если бы я знала,
В колыбели б задушила,
Под сердцем усыпила.
Думаю, не трудно догадаться, что речь идет о гетмане Богдане Хмельницком, лидере казачьего восстания против Речи Посполитой, которое стало началом воссоединения Приднепровья и России.
В украинском национализме отношение к Богдану довольно противоречивое.
С одной стороны, он действительно «продав» Украину москалям. Но с другой стороны – это единственный пример успешного вооруженного восстания во всем националистическом мифе. Как известно, все остальные примеры пораженческие и неудачные. А учитывая тот милитаризм, который получил украинский национализм после бандеровщины, совсем без побед как-то уж очень тяжело.
Формула была найдена –
Богдан, мол, подписал одно соглашение, но впоследствии москали коварно подменили текст и тем самым смогли поработить Украину.
Впрочем, подобные логические подпорки были довольно слабыми и все равно не давали однозначности в оценке гетмана.
Теперь же, когда, как известно, украинская история пополнилась великими победами над многочисленными российскими дивизиями в Донбассе, победы Хмельницкого уже не так важны и необходимы. И вполне логично, что оценка его деятельности и личности будет приобретать все более мрачные и негативные оттенки.
Первый звоночек прозвучал в Чернигове, где несколько месяцев назад местные чиновники развернули памятник знаменитому повстанцу спиной к Москве. Правда, поясняли это улучшением его расположения относительно входа в парк, где он стоит. Тем не менее политический подтекст так или иначе звучал в репортажах все понимающих журналистов.
Но это все-таки мелочь. Нужно нечто более показательное.
И пока Верховная рада занята крайне важными делами, призванными сократить население Украины – реформами здравоохранения, пенсионной реформой, реформой образования – в авангарде борьбы с протокоммунистом Хмельницким пошли депутаты местные.
В городе Переяславе-Хмельницком Киевской области городской совет принял решение обратиться к парламенту с просьбой вернуть городу историческое название Переяслав, выкинув из названия имя продавшегося москалям гетмана. Интересно, что в Повести временных лет этот город иногда называется Переяслав-Русский, что, согласитесь, совсем уже возмутительно.
Что же касается памятников, то монументы Богдану Хмельницкому занимают, пожалуй, третье почетное место по численности после Ленина и Шевченко. С Лениным с горем пополам управились, Шевченко пока твердо сидит в пантеоне, а вот Богдан явно теряет легитимность. Так что вполне возможно, что время его подходит к концу.
В этой связи, конечно, хотелось бы, чтобы великолепный киевский памятник гетману выкупили добрые люди, или даже дипломатические ведомства РФ, как это когда-то сделали с памятником Александру II, который долго валялся во дворе одного из киевских музеев.
Впрочем, не факт, что в нынешней концепции независимости Российской Федерации былой властелин казацких душ окажется нужным кому-то и там. Вполне вероятно, что он разделит судьбу Энгельса, памятник которому несколько месяцев назад выкупили в глухом селе Харьковской области и с помпой установили в Манчестере. Возможно, и киевский Богдан рано или поздно окажется где-нибудь во Франции, где он воевал, будучи еще молодым казаком.
Показателен и еще один момент.
Хмельницкий провинился не только тем, что привел Приднепровье к Переяславской раде. Образ гетмана до сих пор является объединяющим для востока и запада страны.
Как показывает украинская социология, это самый уважаемый исторический деятель Украины. Так, 30% респондентов считают его наиболее позитивным персонажем в истории Украины, а наиболее негативным – лишь 1%. Причем это отношение, как уже было сказано, является таковым как в Харькове, так и во Львове.
И не случайно именно имя Хмельницкого было названо недавно в Донецке во время презентации проекта «Малороссия», а флаг Хмельницкого был назван возможным флагом будущего государства.
Для сравнения, позитивная оценка пресловутого Бандеры не превышает 10% и сконцентрирована преимущественно в западных областях. На всеукраинском уровне в популярности Бандера уступает даже запрещенному ныне Брежневу с его 13%.
Интересно, что национальные элиты в очередной раз, по сути, игнорируют мнение и симпатии населения, «творя» исторический миф по собственному разумению.
Аналогичные процессы идут и в других бывших республиках.
Казахстан анонсирует переход на латиницу, в Киргизии учреждают праздники в честь восстаний против России. И тут, как и на Украине, происходит это без учета мнения большинства населения (жители республик Средней Азии, судя по данным социологии, в основной своей массе с симпатией относятся не только к нынешней РФ, но и к большинству исторических деятелей русской истории).
Процесс этот вполне логичный.
Ведь кто обладает государственной властью, кто сконцентрировал в своих руках материальные ресурсы, тот и будет, по сути, указывать массам, кого возвести на пьедестал, а кого с него свергнуть. И легальное сопротивление, лишенное объединяющего центра и финансирования, не сможет даже толком зародиться.Если для Москвы общая история бывших союзных республик имеет хоть какое-то значение, то, имея все необходимые ресурсы в этом направлении, стоило бы вести какую-то собственную контригру.
Но, вспоминая плачевный опыт тотального вытеснения российского влияния с Украины, особого значения подобным процессам в ближнем зарубежье никто не придает, спокойно наблюдая, как происходит дальнейший развал связей между народами бывшей единой России.
Соответствует ли такое положение дел интересам Российской Федерации, судить, конечно же, не мне.