Бывшего агента ЦРУ Сабрину де Соза, задержанную в прошлом году в Лиссабоне, могут экстрадировать в Италию, где ее и еще 25 американских агентов заочно приговорили к тюремным срокам по делу о похищении имама Абу Омара в 2003 году. 12 апреля Верховный суд Португалии отклонил апелляцию де Соза, у которой, впрочем, еще есть шанс опротестовать решение в португальском Конституционном суде.
В секретную программу ЦРУ было прямо или косвенно вовлечено 54 страны
Факты, свидетельствующие о существовании международной сети секретных тюрем ЦРУ, впервые были обнародованы еще десять лет назад – в ноябре 2005 года.
После серии скандальных публикаций тогдашний президент США Джордж Буш-младший в сентябре 2006 года был вынужден признать существование специальной секретной программы, главной задачей которой было получение разведданных для предотвращения новых терактов в США и Европе.
Известно, что специальная программа ЦРУ, представляющая собою глубоко засекреченную систему поиска, задержания, транспортировки и допроса лиц, подозреваемых в терроризме и связях с «Аль-Каидой*», была запущена в рамках масштабной контртеррористической кампании, реализуемой США после атаки 9/11.
Кроме того, в некоторых источниках упоминается о неком секретном договоре стран – членов НАТО, по которому члены альянса были обязаны предоставлять свою военную инфраструктуру для проведения секретных операций ЦРУ. Из-за высокого уровня секретности официального подтверждения этой информации нет, однако контуры зарубежной деятельности ЦРУ практически полностью совпадают с границами союзников США по блоку НАТО и географией американских военных баз в Азии и Африке.
Несмотря на декларируемые цели программы, очевидно, что секретные тюрьмы ЦРУ были, а, возможно, и остаются, одним из инструментов внешнеполитической стратегии США, направленной на сохранение американского глобального лидерства.
При этом вопросы вызывает не столько сама программа, поскольку необходимость борьбы с международным терроризмом ни у кого не вызывает сомнений, сколько методы этой борьбы. В частности, широко практиковалась так называемая внепроцедурная выдача, а попросту говоря, похищение людей прямо в аэропортах, гостиницах, а иной раз – даже на улицах европейских городов, как было с Абу Омаром.
Похищенные люди незаконно вывозились из страны пребывания, как правило, по воздуху, на арендованных чартерных рейсах или на самолетах, принадлежащих подставным фирмам, и помещались в секретные изоляторы, находящиеся вне юрисдикции США без предъявления каких-либо обвинений. Согласно официальным выводам ПАСЕ, речь идет более чем о тысяче вылетов, организованных ЦРУ, и о сотнях людей, задержанных по всему миру.
Как правило, эти люди переправлялись в страны, законодательство которых разрешает применять к заключенным «расширенные техники ведения допроса», проще говоря – пытки. При этом на задержанных американцами подозреваемых не распространялась американская юрисдикция. Международная правозащитная организация Physicians for Human Rights в свое время даже обвинила ЦРУ в проведении медицинских экспериментов над похищенными людьми. Однако доказать подобные обвинения очень сложно из-за отсутствия улик.
Согласно показаниям самих бывших узников, они регулярно подвергались избиениям, унижению и психическому давлению не только со стороны агентов ЦРУ, военнослужащих США, но и сотрудников спецслужб стран – членов НАТО. Достоверно известно как минимум об одном эпизоде в Гуантанамо, связанном с Муратом Курназом, которого, помимо американцев, допрашивали сотрудники германской разведки БНД и Федерального ведомства по защите конституции (БФФ). Впрочем, руководство Германии всячески отрицает подобную информацию.
Обнародование многочисленных фактов негуманного отношения к узникам ЦРУ послужило причиной инициирования сразу нескольких громких международных расследований. Специальные проверки проводились как правозащитными организациями, среди которых были Amnesty International и Human Rights Watch, так и официальными европейскими институтами, включая ПАСЕ и Европейский суд по правам человека. И это не считая многочисленных журналистских расследований.
Полученные результаты повергли в шок все мировое сообщество. Выяснилось, что в секретную программу ЦРУ было прямо или косвенно вовлечено 54 страны. И если участие одних государств ограничивалось предоставлением своего воздушного пространства для транзита подозреваемых, то на территории других стран, как утверждается, долгое время функционировали непосредственно сами секретные тюрьмы.
В частности, известно о тюрьме «Аль-Матара» в Марокко, «Мулках аль-Мазра» в Египте, а также о проведении секретных операций ЦРУ на территории Турции, Катара, Саудовской Аравии, Иордании, Афганистана, Пакистана, Ирака и даже Таиланда!
Что касается Европы, то ЦРУ «засветилось» в операциях на территории Великобритании, Германии, Франции, Испании, Италии, Ирландии, Чехии, Дании, Боснии и Герцеговины, Македонии и Кипра. Кроме того, обнародованы данные о секретном изоляторе «Старе-Кейкуты» в Польше, «фиолетовой тюрьме» в Литве, а также изоляторе ЦРУ в окрестностях Бухареста в Румынии.
Но, пожалуй, самой известной из тюрем считается Гуантанамо, расположенная на бессрочно арендуемой США военно-морской базе на территории Кубы. Следует особо отметить, что вопреки клятвенным обещаниям Барака Обамы ликвидировать тюрьму, она и по сей день продолжает функционировать.
Кстати, в отчетах международных правозащитных организаций упоминались и страны постсоветского пространства – Азербайджан, Узбекистан и Украина. Все это говорит о глобальных масштабах секретной программы ЦРУ. В то же время известно, что нашлись и страны, отказавшиеся сотрудничать с ЦРУ в этом направлении, такие как Израиль, Голландия, Венгрия и Россия.
В большинстве своем мы знаем об этой секретной программе ЦРУ по публикациям в западной прессе, в частности, в таких изданиях, как английский The Observer или американские Washington Post и The New York Times, которых трудно заподозрить в информационной войне против Запада.
Основная критика системы секретных тюрем, созданных ЦРУ по всему миру, заключается в том, что их деятельность не подпадала не только под Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными, но и под Всеобщую декларацию прав человека, принятую ООН. Другими словами, деятельность секретных тюрем ЦРУ была противозаконна с точки зрения международного права.
Однако никакой ответственности за многочисленные нарушения прав и свобод человека, документально зафиксированные в отчетах и досье международных правозащитных организаций, никто официально так и не понес.
Еще в январе 2007 года вышел в свет доклад Временного комитета ПАСЕ во главе с евродепутатом Клаудио Фавой «О предполагаемом использовании ЦРУ стран Европейского союза в целях транспортировки и незаконного задержания заключенных». Надо отметить, что реакция на результаты доклада оказалась для многих неожиданной.
Например, Великобритания и Австрия отреагировали достаточно сдержанно, допустив вероятность проведения на своей территории операций ЦРУ, однако от дальнейшего разбирательства отказались, сославшись на секретность подобных сведений. Румыния и Польша категорически отрицали свою причастность к секретной программе.
Босния и Герцеговина, напротив, полностью признала факт своего сотрудничества с ЦРУ при дипломатическом давлении со стороны США. Германия и Италия в целом были согласны с выводами ПАСЕ (в Италии из-за скандала были реформированы национальные спецслужбы) и даже возбудили уголовные дела против десятков сотрудников ЦРУ.
Впрочем, американские агенты заблаговременно покинули территорию Европы, поэтому громкие судебные процессы с их участием можно расценить, с одной стороны, как стремление членов ЕС сохранить за собой статус правового государства, с другой – как попытку переложить с себя ответственность за нарушения прав человека.Стоит ли говорить, что в самом ЦРУ полностью проигнорировали решения европейских судов? Таким образом, привлечение к ответственности лиц, причастных к созданию и деятельности секретных тюрем ЦРУ, оказалось фактически невозможным.
Так или иначе громкий международный скандал, связанный с деятельностью секретных тюрем ЦРУ, спровоцировал политический кризис в отношениях между американскими и европейскими властями. Прецедент в том, что европейцы вдруг осознали, что действия американцев под эгидой антитеррористической коалиции ведут к нарушению собственного суверенитета, и публично не согласились играть соподчиненную роль по отношению к США.
В апреле 2009 года Барак Обама попытался исправить ситуацию, подписав указ о закрытии сети зарубежных тюрем ЦРУ. Однако многие независимые эксперты весьма скептически оценили инициативу американского лидера. По их мнению, речь идет скорее о пересмотре формата зарубежной работы ЦРУ, чем о ее сворачивании.
Доказательством тому служит решение президента США «временно» сохранить тюрьму в Гуантанамо, вопреки данным ранее обещаниям. Кроме того, за последние годы не было закрыто ни одной военной базы США, инфраструктура которых может и дальше использоваться в интересах ЦРУ без каких-либо ограничений.
В действии классическая англосаксонская политика двойных стандартов. Когда дело касается национальных интересов США, правовые вопросы сами собой отходят на второй план. Но когда речь заходит об ответственности за содеянное – будь то секретные тюрьмы ЦРУ, Ливия или Сирия – американское правительство вдруг вспоминает о юрисдикции США и делает все, чтобы сокрыть следы преступлений, совершенных представителями национальных спецслужб.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ