В Санкт-Петербурге незаметно прошел Кубок Содружества по футболу. После финального матча, в котором молодежная сборная России с результатом 4:2 обыграла сверстников из Молдавии, министр спорта России и президент Российского футбольного союза Виталий Мутко заявил, что соревнование в нынешнем виде себя изжило.
Есть ощущение, что нынешний Кубок Содружества был последним
Позвольте процитировать Виталия Леонтьевича. «Мы думаем – или вообще его прекратить, или как-то видоизменить. Потому что он свое предназначение потерял, а участие молодежных команд – это не очень актуально. Вы же видите – основные игроки «молодежки» в составах своих клубов готовятся к сезону.
Конечно, их никто в это время на турнир отпускать не будет. Он же создавался как турнир клубов стран Содружества, как ностальгия по чемпионату СССР. Сегодня вся эта ностальгия ушла, каждая страна живет по своим планам, клубы играть не хотят – большинство в это время находятся на сборах».
Есть ощущение, что нынешний Кубок Содружества был последним.
Шансы спасти Кубок Содружества есть, но они близки к нулю (фото: Игорь Руссак/РИА «Новости»)
|
Не спешите метать гневные стрелы в главу российского футбола. Кубок Содружества давно утратил свое изначальное предназначение – поддержание единого футбольного пространства бывшего СССР. Собрать все сильнейшие клубы союзных республик вместе – задача невыполнимая, а турнир молодежных команд не представляет большого интереса ни для болельщиков на трибунах, ни для телезрителей.
Тем более что в начале января Санкт-Петербург принимает Мемориал Валентина Гранаткина – турнир юношеских сборных. Проведение соревнований – дело не из дешевых и для городского бюджета, и для РФС, еще не погасившего накопившиеся долги. Перенести турнир в другой город или в другую страну возможным не представляется. Равно как и не наблюдается иных желающих его проводить. А посему убыточное предприятие подлежит ликвидации.
До того как стать обузой, Кубок Содружества был весьма популярным турниром, финалы которого собирали и полные трибуны московского спорткомплекса «Олимпийский», и приличную телеаудиторию на ведущих каналах. Особенно когда в борьбе за главный трофей встречались московский «Спартак» и киевское «Динамо».
После распада единой страны и последовавшего за ней разделения всесоюзного первенства ностальгия по подобным матчам была весьма сильна. Ради болельщиков спартаковцам приходилось корректировать график подготовки к сезону – вместо сбора в теплых странах приходилось тренироваться в закрытых манежах. Киевляне порой не приезжали, иной раз присылали резервистов, но «Спартак» всегда выставлял сильнейший состав. Порою в ущерб подготовке к сезону.
Как говорил тренер «красно-белых» Олег Романцев, «мы играем для болельщиков, выставлять дублирующий состав – это проявить неуважение к своим болельщикам, поэтому, пока я возглавляю «Спартак», играть будем основным составом».
В 2002-м два самых титулованных клуба бывшего СССР сыграли основными составами, подарив роскошный финал. А потом в России закончилась гегемония «Спартака», а на Украине «Динамо» все чаще стало уступать первую строчку донецкому «Шахтеру».
Для других клубов противостояния уже не носили сакрального смысла, и менять ради них график подготовки к сезону желания не было. В лучшем случае российские и украинские чемпионы делегировали резервистов. И уровень турнира изрядно просел.
Постепенно выветрилась и еще одна функция Кубка Содружества. Долгие годы он был своеобразной футбольной биржей, на которой можно было присмотреть талантливых футболистов из разных республик. Для которых, в свою очередь, турнир был трамплином в российскую или украинскую команду.
Поэтому еще лет двенадцать назад на трибунах «Олимпийского» можно было встретить селекционеров разных клубов. Но потом ведущие коллективы стали приобретать легионеров из дальнего зарубежья, да и талантов в бывших союзных республиках стало меньше. А те, что появлялись, предпочитали ехать сразу в Европу. И постепенно Кубок Содружества стал интересен разве что представителям национальных диаспор, приходивших поддержать земляков.
Турнир еще держался на плаву, Кубок Содружества благословляли своим приездом то президент ФИФА Йозеф Блаттер, то президент УЕФА Мишель Платини, то оба сразу. Но интерес – и зрителей, и телевизионщиков, и специалистов – падал. Розыгрыш перенесли из Москвы в Санкт-Петербург.
Но у «Зенита» были дела важнее, чем играть в Спортивно-концертном комплексе. А питерские азербайджанцы и узбеки, при всем уважении к ним, никак не могли сделать турнир популярным и доходным.
Формат изменили еще раз – теперь в турнире играли не чемпионы бывших союзных республик, а их молодежные сборные. Причем не только из стран СНГ, но и дальнего зарубежья. Какое-то время эта реформа поддерживала Кубок на плаву, хотя изначальный смысл был утерян. Но турнир превращался в чемодан без ручки, который было тяжело нести и жалко выбросить.Шансы спасти Кубок Содружества есть, но они близки к нулю. Потому что нужно решить целую кучу проблем – место встречи, сроки и спонсоры. Да и первоначальную идею воскресить трудно.
За четверть века выросли целые поколения и болельщиков, и игроков, для которых советский футбол – нечто далекое. Главные соперники чемпионатов СССР – «Спартак» и киевское «Динамо» – в последний раз встречались на официальном уровне в 2008 году, до этого – в 1994-м. А без личных встреч соперничество теряет былую остроту.
Для нынешних спартаковских болельщиков ЦСКА и «Зенит» куда больший раздражитель. Кубок Содружества или проводившийся несколько раз в Израиле Кубок Первого канала – соревнования неофициальные, статус которых чуть выше товарищеских. Несколько лет назад Валерий Газзаев пытался создать объединенную российско-украинскую лигу. Проект интересный, но весьма сложный.
Однако известные события на Украине поставили крест на этой идее. Во всяком случае она отложена в долгий-долгий ящик. До лучших времен. Куда скоро переместится и изживший себя Кубок Содружества.