Лауреаты премии «Политпросвет» названы. В этом году премия, и до того отличавшаяся определенной политической ангажированностью, выродилась во что-то совсем либерально-пропагандистское.
По какой-то причине в этом году мероприятие стало очень грубо политизированным
Нет, к политике все это имеет непосредственное отношение, но к просвещению? В последнем есть сильные сомнения. Шорт-лист премии раньше состоял из серьезных исследователей, которых можно, конечно, сколько угодно упрекать в их политических воззрениях, но они действительно были достойны восхищения.
В число награжденных «Политпросветом» входили, например, Григорий Ревзин, Леонид Бершидский, Евгений Ясин. Это люди с учеными степенями и званиями, которых отметили за интересные, прорывные политологические исследовательские работы.
А нынешний список номинантов отличается прямо-таки искусственной селекцией. Исследователей в нем попросту нет. Не считать же серьезным ученым Владислава Иноземцева?
Серьезных исследований от нынешних номинантов или не было видно уже очень давно, или не было видно вообще.
Понятно, что Иноземцев или Эггерт, тоже попавший в шорт-лист «Политпросвета», у всех на слуху, Бог с ней, с политической позицией. У нас традиционно награждают либералов всякими просветительскими премиями. К этому все привыкли и относятся спокойно.
В конце концов, многие представители российского академического сообщества так или иначе, но тяготеют и к либерализму, и к определенной оппозиционности. И это тоже, в общем-то, нормально.
Но исследования-то где, где пресловутое просвещение? Политика – да, есть, пропаганда тоже, горячее «заукраинство» с публичным распространением откровенно фейковой информации и тотальным нежеланием ее верифицировать, а когда ее ложность подтвердилась – принести извинения, тоже имеют место. Но вот пресловутой академической и просветительской ценности в этих работах нет.
Дело здесь, думается, даже не в номинантах, с которых какой спрос... Не сами же они себя номинировали. Вопрос к организаторам. По какой-то причине в этом году мероприятие стало очень грубо политизированным.
Раньше премия была элементом этакого тонкого оппозиционного троллинга власти – смотрите, мол, у нас тут и только тут настоящие интеллектуалы, а значит, либералы. А сейчас троллинг стал каким-то чрезмерно толстым и не сказать чтобы сильно удачным.
В первую очередь, это нехорошая перемена для самой премии «Политпросвет», поскольку она таким образом начала вырождаться, терять свой вес в обществе. В силу ли украинских событий и либеральной истерики вокруг Украины, в силу ли санкций, но нынешние номинанты ан-масс выдают на публику весьма тенденциозные материалы. Не подкрепленные достаточной академической базой, а часто просто прямо относящиеся к спектру пропаганды, а не просвещения.
«Политпросвет» из бренда российского гражданского общества, вокруг которого шла вполне корректная полемика, иногда весьма жесткая, но справедливая, выродился в какой-то локальный «междусобойчик» для своих.
Здесь возникает еще и проблема рейтингования. Когда используется вот этот принцип «своим все, остальным – по закону», начинаются и претензии в объективности жюри. Не из личных ли симпатий они награждают? Не пристрастное ли это судейство? И имеют ли теперь хоть какое-то значение реальные научные и просветительские достижения номинантов и лауреатов?
Понятно, что «Политпросвет-2015» еще не раз будет упомянут в информационном поле. Станет локальным скандалом, но само отношение к премии уже стремительно меняется. Любая просветительская премия – это, в первую очередь, индикатор настроений всего общества.
Сейчас «Политпросвет» отказался быть таким индикатором. Произошла самоизоляция: легитимность премии действительна даже не для либерального сегмента общества, а для части некоей информационной тусовки крайне либерального толка, которая будет активно друг друга награждать.Разумеется, этим людям будет приятно. Но вот общественный вес и репутация премии канут в Лету. В принципе, у организаторов еще есть шанс в следующем году вернуть все «на старые рельсы», однако при нынешних взглядах и постоянном нагнетании напряжения надежд на это мало.
И чем более ангажированным и тенденциозным будет конкурс, тем меньший вес и значение он будет иметь даже для самих оппозиционеров. Либералов в этой истории не жалко.
А вот «Политпросвет» и его закат вызывают искреннее сочувствие, там действительно были умные люди с интересными работами, о которых широкая аудитория могла узнать во многом благодаря именно «Политпросвету». Увы, похоже, такой возможности больше не будет.