Два главных для россиян туристических маршрута могут быть недоступны в следующем году – Египет уже точно закрыт, а что будет с Турцией – пока непонятно. МИД уже призывает не ездить туда после инцидента с российским Су-24.
А пока у власти и рядовых граждан есть несколько месяцев: одни будут использовать открывшиеся возможности, а вторые – изучать новые туристические маршруты: отдыхать ведь все равно хочется.
Счастливо распахивать гостеприимные объятия будут Израиль, Греция, Черногория, Болгария – именно там ожидается наибольший приток туристов из России.
Несмотря на то, что цены выше, чем в Египте и Турции, люди, безальтернативно привыкшие к all inclusive и отдыху между баром и бассейном, скорее всего, поедут именно туда.
Недорогой перелет (на другой край света лететь не нужно) сочетается с привычным качеством отдыха. Хотя пятизвездочный египетский отель можно поменять только на трехзвездочный в Греции. Се ля ви, уже Европа.
Те, кто не сможет потратить в отпуске много кровных, останутся в России. Буквально на днях создан координационный совет по развитию внутреннего туризма – достаточно поздно, если учесть расширение туристических возможностей сразу после присоединения Крыма, и довольно вовремя, учитывая последние события с Турцией и Египтом.
Власти банально не хватит полугода, чтобы справиться с зияющими проблемами во внутреннем туризме, однако потенциально они могут удержать часть россиян внутри страны. Если в 2014 году внутренний туризм выплыл на волне патриотизма, в 2016 году одного этого фактора точно не хватит.
Объективных проблем много. С учетом того, что восьмилетнее строительство российских курортов на сумму больше 50 миллиардов рублей провалено, в полный рост встает проблема освоения бюджетных денег.
Туристические особые экономические зоны в Алтайском крае, Бурятии, Иркутской области так и не были развиты в должной мере. Пусть даже это случилось по ряду объективных причин (отсутствие инфраструктуры, плохие материалы, неподходящие климатические условия), проблема от этого меньше не становится.
Россия малопривлекательна для туристических инвестиций, кроме Сочи. Наш бизнес предпочитал вкладываться в строительство гостиниц на зарубежных курортах – на Кипре, например, объявлений и рекламы на русском языке было едва ли не больше, чем на греческом.
Второй важной проблемой является психология нашего туриста. Не одно поколение россиян выросло на ценностях зарубежной экзотики. Мол, Россия большая, на уроках географии про нее много лет рассказывали, чего мы там не видели – те же лица, те же панельные дома.
Сейчас как никогда нужно сформулировать образ новой России – да, мы не можем похвастаться золотыми пляжами и пальмами с тем комфортом и условиями, как в Турции и Египте, зато мы можем и должны развивать событийный туризм. Ведь многим мало погреться на пляже, в отпуск едут и за новыми впечатлениями.Событийный и исторический туризм развит неплохо: тут и Дед Мороз из Великого Устюга, и Масленица в Пскове, Ганзейские дни в Великом Новгороде, Золотое кольцо – и это только в европейской части России.
Алтай, Байкал, Дальний Восток, Сибирь так и останутся для многих недоступными из-за цены билетов и позиции «Ну когда-нибудь уж точно доберемся! Все одно – Россия».
Если власть хочет развивать внутренний туризм, нужно бороться с людскими предубеждениями, одновременно давить на региональные власти – те должны заниматься достойной самопрезентацией, чтобы туристам было из чего выбирать.
Плюс ко всему туристу должно быть комфортно не только во время отдыха, но и на момент подбора путевки – а это уже должны обеспечивать туроператоры, налаживая новые связи внутри российского рынка.
В любом случае многих россиян туристический сезон – 2016 заставит выйти из рамок комфорта, но ведь именно за ними и начинается настоящая жизнь.