«Новая Газета» открывает онлайн-издание в Латвии: писать материалы будут на русском языке, для русскоязычного населения, на все страны Балтии. Об этом на днях заявила представитель «Новой» в Северной Европе и Прибалтике Мария Епифанова.
Это решение ни к расширению читательской аудитории, ни к новым рынкам не имеет никакого отношения
Важно понимать, что совсем недавно «Новая» в лице ее редактора Дмитрия Муратова не очень бодро рапортовала о том, что «шеф, все пропало». В смысле, денег нет, рынка СМИ в России нет, пора закрывать бумажное издание и вообще мы скоро все умрем.
И тут – внезапно – Прибалтика. Новый, амбициозный проект, по мнению уже прибалтийских экспертов. Например, Сергей Серденко, «омбудсмен русского населения в Эстонии», утверждает, что «самоокупаемое телевидение начинается с аудитории в два миллиона человек. В Эстонии такого населения не было никогда. Если мы сейчас посмотрим, что есть на эстонском рынке, то увидим, что число каналов абсолютно нелогичное».
Такие выкладки применимы и к другим странам Балтии, и не только к телевидению, но и иным СМИ.
Отсюда возникает логичный вопрос: как «Новая» в контексте заявлений об уходе с бумажного рынка в России планирует получать прибыль от нового проекта в регионе, где СМИ за редким исключением не приносят прибыли? И вот тут начинаются интересные версии с легким налетом конспирологии. Но, за неимением лучших и более простых, эти версии кажутся весьма правдоподобными, хотя бы в логике бритвы Оккама.
Дело в том, что в Прибалтике уже несколько лет осуществляется программа по созданию определенного медиаполя для русскоязычного населения. Цель этой программы – «борьба с российской пропагандой». Особо эта «борьба» обострилась с началом украинских событий.
Борьба выглядит следующим образом: русскоязычные СМИ, которые вещают в Литве, Эстонии и Латвии, всячески подавляются. Уже сейчас инициирован процесс против телеканала «Россия», филиал которого зарегистрирован в Швеции, но вещание ведется в странах Прибалтики.
По поводу того, какой «плохой вражеской пропагандой» является газета «МК-Эстония», профессиональным диссидентом Олегом Самордним написана целая книга. То есть подавляется все то, что, во-первых, вещает на русском языке, а во-вторых – неподконтрольно государственным структурам и американским фондам, работающим в этих странах.
Взамен этого кластера появляются свои, «подкормленные» русскоязычные СМИ, которые воспитывают «русскоязычных русофобов». Этаких «евроинтегрированных граждан с владением русским языком на уровне родного».
Эти проекты, нужно сказать, неплохо спонсируются. Есть, например, такой «Акт о предотвращении агрессии со стороны России 2014», принятый Конгрессом США в прошлом году. Особо интересен он тем, что в нем проговариваются суммы, выделяемые ежегодно на борьбу с «российской пропагандой» именно в Прибалтике. По мнению американских конгрессменов, семи с половиной миллионов долларов в год достаточно.
Однако это не единственный источник финансирования. В Прибалтике, например, существует целая сеть «информационных центров НАТО». Это, например, СтратКом, или «Центр компетенции стратегической коммуникации» в Литве, открытый этим летом. Или «Центр киберобороны» в Эстонии.
Эти центры, помимо вербовки граждан для нужд информационной войны и борьбы с «российской пропагандой», располагают в том числе неплохими финансовыми средствами. Не надо забывать и американскую программу «малых грантов», запущенную для стран Прибалтики.
Понятно, что там суммы по пять–десять тысяч долларов, но для работы сайта «Новой» на пару недель и таких грантов хватит, особенно в совокупности с иной «спонсорской помощью» от разного рода неправительственных НКО типа Freedom House, который тоже спонсирует «правильные СМИ» в странах Балтии.
В общем, если коротко, то «Новая» пошла в Прибалтику за деньгами. Обычными, американскими, и, по возможности, большими. Ну, то есть, все это не точно, но версия выглядит уж больно убедительно.Сам формат «Новой» уже давным-давно заточен под нужды «борьбы с российской пропагандой». Этой борьбой издание занимается на территории России. Читатели какие-то у газеты есть, так что не так уж и безуспешна эта самая «борьба».
Поэтому, видимо, руководство газеты решило, что раз они и в России справляются, то в Прибалтике будут приняты как родные. Тем более что им даже особо менять формат не требуется, чтобы получать грантовую помощь со всех сторон Запада.
Понятно, что это решение ни к расширению читательской аудитории, ни к новым рынкам не имеет никакого отношения. Однако имеет отношение к деньгам и европейской и американской политике.
В этой связи искренне жаль, конечно, русскоязычное население стран Балтии. Им там и так несладко приходится в рамках курса «национальной политики». Теперь им еще и мозги промывать начнут на качественно ином уровне, штамповать эстонский или латвийский вариант «крымчанок, дочерей офицера».