Мнения

Роман Авдеев
владелец Московского Кредитного Банка

«Иное искусство»

17 сентября 2013, 12:24

Фото: romanavdeev.ru

В сегодняшнем мире профессионализм в искусстве не всегда имеет решающее значение и не является показателем творческого импульса, именно поэтому столь интересно творчество так называемых маргиналов.

Само творчество – это скорее преодоление душевной дисгармонии, психического расстройства, так сказать, слияние человека с миром, бытием

Известно, что у некоторых душевнобольных необычайно развита фантазия и способность сублимировать свои душевные состояния в творчестве. Исследователи отмечают, что картины душевнобольных напоминают картины Пабло Пикассо, Хоана Миро, Пауля Клее.

Когда психология стала исследовать художественное творчество, стало очевидным, что художник – это, по сути, маргинал. Итальянский психиатр, криминалист 19-го – начала 20-го века Ч. Ломброзо весьма тесно связывал гениальность и сумасшествие. Такого рода параллели в некотором смысле сейчас устарели.

Однако жесткая фиксация у Ломброзо многочисленных случаев связи экстраординарной одаренности и помешательства не может не вызвать интерес. Ломброзо писал: «Гоббс, материалист Гоббс, не мог остаться в темной комнате без того, чтобы ему тотчас же не начали представляться привидения.

Поэт Гельдерлин, почти всю жизнь страдавший умопомешательством, убил себя в припадке меланхолии... Моцарт был убежден, что итальянцы собираются отравить его. Мольер часто страдал припадками сильной меланхолии». Но мы сейчас знаем, что границы между психической нормой и отклонением относительны, а «здоровый рассудок» – понятие не только психиатрическое, но и социальное.

«Психически ненормальное» может являться просто проявлением в психике архаических ее уровней. Как известно, именно психической архаике и ее взаимодействию с цивилизованной, окультуренной психикой посвящена аналитическая психология К. Юнга. Как показала аналитическая психология, творческий потенциал художника с его бессознательной стихией зачастую вступает в конфликт с культурными канонами, нормами. Но ведь без этого и не может быть творчества.

Немецкий психиатр и психолог Э. Кречмер сближал экспрессионизм в искусстве и шизофрению именно в том смысле, что и там, и там оживают древние, примитивные образы мира.

На мой взгляд, творчество не может быть нездоровым, даже если психическое расстройство инициирует оригинальные сюжеты, образы, как это было у М. Врубеля. Само творчество – это скорее преодоление душевной дисгармонии, психического расстройства, так сказать, слияние человека с миром, бытием (термины здесь не так важны).

В 20-е годы 20-го века в Европе появились первые психиатрические коллекции произведений – рисунки, картины, скульптура, созданные пациентами и заинтересовавшие некоторых врачей своими художественными достоинствами. В 40-е годы французский художник Ж. Дюбюффе начал собирать коллекцию рисунков, картин и скульптуры, обозначенных им как «Ар-Брют» («грубое искусство»).

Авторами этих произведений были душевнобольные, заключенные, инвалиды, «чудаки». Интерес к этим произведениям понятен: в них отсутствуют каноны, шаблоны, «мастерство» (точнее, то, что профессионалы называют мастерством). Для Дюбюффе, очевидно, важен был не сам по себе факт аутсайдерства и непрофессионализма этих художников, но спонтанность, чистота их творчества, свобода от штампов классического или модного искусства, а, возможно, и то, что эти художники не принимают в расчет публику, они сосредоточены исключительно на самом произведении.

В 1997 году в Ярославле была проведена акция «Иные» – демонстрировалась коллекция работ душевнобольных («Иных») художников. Непременный вопрос обывателя: «Есть ли это искусство?» Но возможен и встречный вопрос: «А кто может определить, что такое искусство?»

Во всяком случае, эти произведения не приспособлены к нашему окультуренному восприятию. Но эта их «неконформность» не может свидетельствовать об их нехудожественности. Социальное и духовное значение этой выставки – возможность иначе взглянуть на себя, на окружающий мир, задуматься о смысле своего бытия-в-мире. Эта выставка учит пониманию Иного, не обязательно противоположного, но просто Иного – другой ипостаси нас же самих.

Известно, что изобразительное творчество ребенка в возрасте примерно трех–шести лет является абстрактным, в возрасте шести–девяти лет – примитивным, а затем – реалистичным. Есть ли это ступени совершенствования? Конечно, нет!

Для детей раннего возраста, которые рисуют (как и для художников), как говорят психологи, интересными могут быть не предметные, а формальные и сенсорные характеристики, образ, бескорыстное созерцание, а не функция вещи. Ребенок не знает и не чувствует евклидовой геометрии и свободен от академических традиций передачи пространства на плоскости.

Загляните в рисунки ваших детей, точнее, не просто загляните, а всмотритесь в них пристальнее. Ребенок купается в стихии цвета, он чувствует его музыку, ритм цветовых пятен, цветовой аккорд. Ребенок не создает оптическую копию действительности и не заменяет действительность иллюзией, но просто творит.

Когда всматриваешься в детские рисунки, как-то начинаешь понимать то чувство первозданности, которое присуще детям и утрачено многими взрослыми. А ведь в этом чувстве – витальная и творческая энергия. И что еще очень важно, первозданность и творчество ребенка не рассчитаны ни на эффект, ни на зрелищность, ни даже на понимание, точнее, оценку публики. Ведь получить энергетический импульс от произведения, настроиться с ним на одну волну – вовсе не значит «оценить» его по тем или иным критериям, в том числе и «эстетическим».

Не разрушаем ли мы эту первозданность неосторожной насмешкой, собственными суждениями, основанными на «авторитетах», на штампах профессиональных, то есть ремесленных систем обучения изобразительному искусству, наконец, нашими клишированными представлениями о «Прекрасном»?

Может быть, нам следует еще поучиться восприятию творчества наших детей?

Источник: Блог Романа Авдеева

Вам может быть интересно

Силы ПВО уничтожили 34 украинских дрона над территорией России
Темы дня

Мемуары Меркель станут неприятным сюрпризом для Зеленского

Бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что Зеленский сделал из нее «козла отпущения» из-за саммита НАТО в Бухаресте в 2008 году. Своим взглядом на украинский кризис и разногласия России с НАТО Меркель делится в мемуарах «Свобода». По мнению экспертов, всю правду Меркель в книге не расскажет, но главное ее высказывание касается российского «Северного потока».

За что Сталин отправил в штрафники целый полк

Ровно 80 лет назад, 23 ноября 1944 года, вышел приказ наркома обороны Иосифа Сталина о переводе в штрафные части целиком целого кавалерийского полка. Каким образом и при каких обстоятельствах проштрафился этот полк, чем искупил свою вину – и какие еще подобные случаи бывали во время Великой Отечественной?

Песков объяснил, почему ранее не было известно о разработке «Орешника»

Немецкий политолог назвал главную фразу из мемуаров Меркель, касающуюся России

Эксперт: После испытания Россией «Орешника» Зеленский не контролирует свои слова

Новости

Стало известно об отставке командующего группировкой войск «Юг»

Генерал-полковник Геннадий Анашкин снят с должности командующего группировкой войск «Юг», сообщают СМИ.

Посол Ирана потребовал наказать полицейских Казани за задержание студентов

Посол Ирана в Москве Казем Джалали выразил недовольство задержанием иранских студентов после драки в Казани и настаивает на наказании виновных полицейских, следует из сообщения дипломата в соцсети.

Шарий заявил об отъезде сотрудников посольств США и Британии из Киева

Сотрудники американского, британского, французского и немецкого посольств выехали за пределы Украины, сообщил украинский блогер Анатолий Шарий.

Залужный допустил прорыв фронта после 2027 года

Украинский посол в Лондоне и бывший главнокомандующий Вооруженными силами Украины Валерий Залужный заявил о возможном прорыве фронта в украинском конфликте после 2027 года.

Daily Mail подсчитала время подлета «Орешника» до городов Европы

Российская баллистическая ракета «Орешник» способна достичь любого города в Европе менее чем за 20 минут, сообщила газета Daily Mail.

Захарова обвинила Францию в желании «добить» Украину

Слова министра иностранных дел Франции Жан-Ноэля Барро о разрешении ударов дальнобойными ракетами по российской территории ведут не к поддержке, а к «добиванию» Украины, заявила официальный представитель МИД Мария Захарова.

Внук Пугачевой начал зарабатывать на каверах российских хитов в США

Внук певицы Аллы Пугачевой Никита Пресняков начал гастролировать по США с кавер-версиями российских хитов 2000-х, пишут СМИ.

Американский эксперт заявил об ужасе на Западе после удара «Орешником»

Западные политические и военные круги охвачены ужасом после удара российской ракеты «Орешник» по военному объекту ВСУ, заявил американский военный эксперт Уилл Шрайвер.

ВСУ нанесли ракетный удар по порту Бердянска

ВСУ нанесли ракетный удар по порту Бердянска, атакой не причинено серьезного ущерба, пострадавших нет, сообщил губернатор Запорожской области Евгений Балицкий.

Военкор Коц опроверг удар по командному пункту в Курской области

Военный корреспондент Александр Коц заявил об отсутствии потерь на командном пункте в Курской области, опровергнув слухи о якобы гибели 500 корейских солдат и руководства группировки «Север».

В ЕК прокомментировали санкции США против Газпромбанка

Европейский союз (ЕС) наблюдает за эффектом от санкций США против Газпромбанка, сообщили в Еврокомиссии (ЕК).

Рогов: СБУ засекретила информацию об ударе ракеты «Орешник» по «Южмашу»

Служба безопасности Украины оцепила «Южмаш» в Днепропетровске после удара ракеты «Орешник», а Запад ошеломлен ее появлением у России, заявил председатель комиссии Общественной палаты по вопросам суверенитета, сопредседатель координационного совета по интеграции новых регионов Владимир Рогов.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Андрей Рудалёв: Демография – не про деньги

Дом строится, большая семья создается через внутреннее домостроительство, через масштабность задач и ощущение собственной полноценности и силы. Это важное ощущение личной человеческой победительности было достигнуто в те же послевоенные годы, когда рожали детей вовсе не ради денег, а для будущего.

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?