Мнения

Алексей Остудин
журналист

«Всё не кончится старость!»

19 ноября 2013, 15:22

В связи с очередной российской катастрофой самолета Boeing 737-500 авиакомпании «Татарстан» общественное внимание с утроенной силой обратилось к теме возраста летающих в нашей стране самолетов. И тот факт, что самолету на момент трагедии было 23 с половиной года, многими рассматривается как чуть ли не доказанная причина крушения.

Надо не запрещать ввоз подержанной техники, а контролировать выполнение требования к подготовке персонала авиакомпаний

В очередной раз депутаты, средства массовой информации, блогеры и прочая далекая от авиационной отрасли общественность принялись пугать граждан возрастом самолетов. Причем, как это у нас водится, катастрофы используются для привлечения внимания к собственным персонам. Депутаты от КПРФ и ЛДПР, даже не пытаясь разобраться в сути вопроса, традиционно попросили всё ужесточить и всех посадить. Известный депутат и телеведущий Алексей Пушков обвинил во всем «либеральную экономику», что, в общем-то, не ново. Другой консерватор Максим Шевченко делал почти такие же заявления после волнений в Бирюлево. То есть каждый использует смерть людей в своих интересах, что, опять же, не ново.

Давайте же трезво взглянем на проблемы возраста флота российских авиакомпаний. По причине того, что в России авиационная промышленность фактически умерла ввиду своей неспособности произвести что-то конкурентоспособное, что нашло бы спрос, наши авиакомпании в массовом порядке стали закупать иностранную технику. Каждый это делал в меру своих финансовых возможностей и бизнес-стратегии. Конечно, взять в лизинг новый самолет с завода – это далеко не то же самое, что воздушное судно, которому больше десяти лет.

Лизинговые платежи будут существенно выше. Но, с другой стороны, как утверждают летчики и другие специалисты отрасли, не бывает старых самолетов, бывает плохое техническое обслуживание. Да, сейчас появилась тенденция более раннего ухода «на пенсию» гражданских самолетов. Это связано больше с экономической ситуацией в мире, а не с их техническим состоянием. Существует определенная граница рентабельности. Рост цен на керосин, а также постоянная работа производителей над снижением расхода топлива в новых авиалайнерах тоже способствуют этому процессу.

После определенного налета цена за поддержание летной годности начинает существенно расти, и поэтому сегодня средний возраст списания самолета типа Boeing 737-500 колеблется на отметке 20 лет. Этот же возраст характерен для списания на утилизацию и самолетов семейства Airbus 320. Как, опять же, рассказывают пилоты, наиболее комфортным для них является возраст самолета от 5 до 15 лет, когда все детские болезни закончились, а старческие еще не начались.

Но, опять же, весь вопрос в том, как самолет содержится. По аналогии с автомобилем у хорошего хозяина и 10-летняя машина находится в исправном состоянии, а у кого-то и двухлетняя еле ездит. Поэтому использовать только возраст флота как главный критерий надежности той или иной авиакомпании более чем некорректно. Но эти цифры очень хорошо воспринимаются мозгами рядового обывателя и, используя их, можно посеять фобии и предубеждения, чем сейчас активно занимаются СМИ и политики.

Просто для вашей информации. Среди пятерки главных российских авиакомпаний самый старый флот у «Трансаэро». Его средний возраст, согласно данным международного сайта airfleets.net – 16,2 года. Но при этом «Трансаэро», согласно данным международного агентства JACDEC, в рейтинге безопасности занимает 16-е место среди мировых авиакомпаний и шестое среди авиакомпаний Европы.

У других российских авиакомпаний, находящихся в первой пятерке по пассажиропотоку, флот моложе: Utair – 13,5 лет, ГТК «Россия» – 9,7 лет, S7 airlines (авиакомпания «Сибирь» вместе с ее дочерней авиакомпанией «Глобус») – 9,4 года. Лидером в категории самый молодой флот, как и следовало ожидать, является «Аэрофлот» с показателем 4,7 года. Некоторые могут подумать, что только у нас, да еще где-нибудь в странах Африки авиакомпании позволяют себе держать столь старые самолеты в коммерческой эксплуатации. Чтобы развеять этот миф, снова обратимся к статистике.

Средний возраст флота крупнейшей авиакомпании в мире американской Delta airlines – 17 лет! В ее парке находятся 1280 авиалайнеров различных модификаций, самые старые из них – «Дугласы», чей возраст более 21 года. Немецкий национальный перевозчик Lufthansa имеет среди прочих самолетов в своем флоте 31 Boeing 737-300/500, чей возраст перевалил за 22 года. И ничего, все эти самолеты прекрасно летают и не приносят столь значимым и всемирно известным авиакомпаниям репутационных проблем. Если посмотреть статистику, можно увидеть, что у большинства мировых авиакомпаний средний возраст самолетов примерно на уровне 12–13 лет. Подчеркиваю, средний возраст. Есть самолеты почти новые, а есть и значительно старше.

Так что будет лукавством утверждать, что только в России авиакомпании используют возрастную технику. Но мы же не слышим о массовых технических проблемах в Европе и в Америке. И все потому, что уровень подготовки пилотов и технического персонала там намного выше, чем у нас.

В России надо не запрещать ввоз подержанной техники, а контролировать выполнение требований к подготовке персонала авиакомпаний. А это в очередной раз наталкивает нас на вопрос слишком большого числа авиакомпаний в России. У Росавиации давно есть стратегия на сокращение авиаперевозчиков. Для нашего пассажиропотока (74 с небольшим миллиона пассажиров – это столько же, сколько за прошлый год перевезла одна авиакомпания Lufthansa) вполне будет достаточно 4-х общефедеральных и не более 5–7 крупных региональных авиакомпаний, которые смогут покрыть всю нынешнюю сеть авиаперевозок.

Если мы посмотрим на средний возраст техники в наших авиакомпаниях, то мы увидим, что самые старые самолеты – в маленьких региональных авиапредприятиях, которые до сих пор летают на очень старых самолетах (от 20 лет) еще советских годов выпуска. У этих авиакомпаний нет достаточных средств на обновление парка именно новыми самолетами.

Поэтому они либо выжимают всё, что осталось, из советской авиатехники, либо закупают сильно подержанные иномарки, которые летали в странах, где техническое обслуживание также вызывает много вопросов. Все же крупные авиакомпании взяли курс на серьезное обновление парка именно за счет новых самолетов, поступающих с заводов. Так что наша проблема не в возрасте, а в отношении к делу.

Источник: Трибуна Общественной Палаты

Вам может быть интересно

МИД пообещал Дании жесткий ответ за ограничения прохода танкеров с нефтью
Темы дня

Французы посоветовали Макрону не становиться Наполеоном

«Как я уже говорил, я ничего не исключаю, потому что мы выступаем против того, кто сам не исключает ничего». Такими словами президент Франции Эммануэль Макрон подтвердил свое желание отправить французские войска на Украину, но при соблюдении двух условий. Однако французов не заинтересовали эти условия. Они обратили внимание на другое.

Китай попал под американский удар по российскому СПГ

США продолжают свою атаку на российские СПГ-проекты. Четвертая волна санкций затронула китайские компании и специализированные суда. Удар по Китаю, как третьей задействованной стороне в этой истории, именно сейчас не случаен. За что Вашингтон наказывает Китай и как это скажется на судьбе российского СПГ?

Захарова пообещала Западу сокрушительный удар возмездия за атаки на Крым

На Украине решили отправить воевать больных раком и ВИЧ

Тарасова ответила Жулину на слова о выпивающих фигуристах

Новости

Китай намерен собрать на Луне грунт возрастом в миллиарды лет

Целью миссии «Чанъэ-6» в Китае является доставка на Землю образцов грунта возрастом около 4 млрд лет, что позволит ученым получить новые данные о происхождении и эволюции спутника Земли, заявил замдиректора Центра лунных исследований и космической инженерии Китайского национального космического управления Гэ Пин.

В Латвии завели дело за возложение цветов к демонтированному памятнику «Алеша»

В Латвии возбуждено уголовное дело в отношении мужчины, который несколько раз возлагал цветы к месту демонтированного памятника советским воинам – освободителям Латвии от немецко-фашистских захватчиков в городе Резекне, сообщили местные СМИ.

Жителей Берлина предупредили о загрязнении воздуха ядовитыми газами

Сотрудники полиции Берлина оцепили здание горящего завода Diehl Metal Applications и по громкоговорителям предупреждают жителей города об опасности загрязнения воздуха ядовитыми газами, сообщил корреспондент ТАСС.

Командующий ВС Эстонии предложил странам НАТО заблокировать Балтийское море

Эстония совместно с Польшей, Швецией и Финляндией, которые недавно вступили в НАТО, планирует решать проблему возможной блокады Балтийского моря, заявил командующий Силами обороны Эстонии генерал Мартин Херем.

В Швейцарии назвали Россию победителем в украинском конфликте

Российская армия одержала верх в конфликте на Украине, украинские солдаты деморализованы, а Запад слишком слаб, говорится в материале главного редактора швейцарской газеты Neue Zurcher Zeitung (NZZ) Эрика Гуйера.

Немецкий журналист оценил выставку трофейной техники НАТО

Невероятное количество человек пришло увидеть трофейную технику НАТО в Москве, многие с гордостью говорили о захвате немецкого танка Leopard 2, заявил посетивший выставку журналист канала Welt Кристоф Ваннер.

Эндокринолог назвала самые вредные части кулича

Куличи необходимо употреблять с осторожностью и отказаться от сладкой глазированной шапочки, потому что она насыщена сахаром, заявила эндокринолог, доктор медицинских наук, старший научный сотрудник факультета фундаментальной медицины МГУ Зухра Павлова.

В Финляндии арестовали троих россиян по подозрению в обходе санкций

Суд в финском городе Каяани постановил взять под стражу троих граждан России, подозреваемых в вывозе за рубеж товаров двойного назначения. Это в Финляндии считается преступлением, связанным с нарушением санкционного законодательства.

ВС России поразили снабжавшую топливом ВСУ нефтебазу «Баловное»

Российские военные в последние сутки поразили нефтебазу «Баловное», с которой снабжались топливом воинские части украинской армии, сообщило Минобороны России.

Финляндия впервые за 18 лет обнаружила нелегальную разведку у границы с РФ

В Финляндии впервые с 2006 года возбуждено уголовное дело по факту осуществления незаконной разведывательной деятельности, сообщает Yle.

Эксперт предсказал кислотный дождь в Берлине после пожара

Пожар на заводе Diehl в Берлине может привести к попаданию в воздух синильной и серной кислот. Это чревато кислотным дождем и химическими ожогами у населения, сказал газете ВЗГЛЯД эксперт в сфере энергетики Алексей Анпилогов.

Швеция отвергла идею о международном расследовании подрыва «Северных потоков»

Министерство иностранных дел Швеции заявило об отсутствии необходимости в проведении международного расследования взрывов на газопроводе «Северный поток», поскольку «оно ничего не даст».
Мнения

Игорь Переверзев: Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

Сергей Худиев: Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?