Я почему-то оставлял до этой передачи свои слова по поводу выставки Мальцевой, так как думал (из-за названия «духовная брань») что речь пойдет о ней и мне удастся высказаться, но не удалось.
Какое вам дело, что выставляется в галерее? Это не пространство храма
Поэтому выскажусь здесь. А то Ксения Собчак обронила: «Гельман открещивается всю неделю от выставки», и это может быть неточно интерпретировано.
1. Я не считаю выставку радикальной, кощунственной, опасной и т.д. Мое первое впечатление от нее, наоборот, было воспоминанием о рассказе про икону, которую художник увидел в шахте, глубоко под землей. Черная от копоти, шахтеры только лик протирали, и он светился золотом. Ну, то есть икона – свидетель тяжелого труда с риском для жизни. По-моему, очень красивая история. Да, возможно, время не самое удачное для выставки с таким названием, так как брани и так море. Но с учетом того, что Pussy Riot сидят абсолютно несправедливо, выставка-акция в их поддержку важна и нужна. По крайней мере, когда мы говорили с Бондаренко об этой выставке, я думал, что основной акцент будет именно на этом.
2. Открещивался я по нескольким причинам.
Первая понятна – я действительно по факту не являюсь ее организатором, для Виктора важно, что это его проект, нам чужого не надо. Более того, выставка сопровождается текстами, которые мне не присущи. Я не так, как Бондаренко, оцениваю ситуацию, не так вижу РПЦ. Ну и потом в его случае критика православия выглядит как самокритика. Как попытка разобраться в том числе и в себе. Это его право, но это не мои слова. Я не пытаюсь реформировать РПЦ, могу, конечно, как аналитик и как гражданин поделиться своими наблюдениями, но уж точно не в манифестационном ключе. Я бы предпочел, чтобы Церковь не вмешивалась в дела искусства, а я не вмешивался в ее дела.
Вторая – проект незрелый. То есть в Галерее Гельмана я бы его не выставил исключительно из этих соображений. Может, только в последней работе Мальцева нашла свой язык для иконы. Вот в этой. Остальное неубедительно. Конечно, евразийцы могут радоваться, что «золото на черном пошло». Но у нас уже есть Беляев-Гинтов. Ну не интересно.
Третья. Может, мне показалось. Но выставка не стала выставкой поддержки Pussy Riot. Может, не хватило искренности. Все-таки тема художнице была предложена извне. В поддержку панк-феминисток было уже много выставок. Там часто были слабые работы. Но, будучи веселыми и трагичными, злыми и кощунственными, они были искренними.
Четвертая. Это перфоманс с освящением работ неким священником. По-моему, это пошло. Ну, то есть мне вся эта дискуссия – иконы это или нет, неинтересна. Может, иконы. Но ИМХО сейчас, когда за деньги попы освящают машины, стриптиз-клубы, освящение картин попало именно в этот контекст. Мне однажды дочка Алана Чумака предложила зарядить картины художников особой лечебной энергией и потом продавать с наценкой. Из той же оперы.
3. То, что устроили у входа в галерею, – стыд и срам. Какое вам дело, что выставляется в галерее? Это не пространство храма. Да хоть бы Бондаренко решил там свою церковь основать. Ругайте, проклинайте, но без насилия. Это не ваша территория. И вина во многом не на казачках и неадекватах, называющих себя «православными активистами», а на священнике, который дал им, фактически, благословление на насилие. Священник должен быть более ответственным. Я сам с этим столкнулся в Краснодаре и хочу сказать – они играют в очень опасную игру. И потом, объявляя не глядя – ту или иную выставку – терактом, они добьются того, что любые их слова будут восприниматься минимум скептически.
4. Теперь об активности Виктора Бондаренко, так как его уже записали и в бесы, и в отмороженные радикалы. Виктор – искренний человек. Многое из того, что он говорит, очень похоже на горькую правду, которую другие то ли боятся, то ли не считают нужным говорить. Он говорит горькие, обидные слова. Но он и себе их говорит. Поверьте, у него там болит все. Мне, например, интересно его слушать, когда он говорит о религиозном искусстве как о живой ткани, а наезды на Кирилла я просто пропускаю мимо ушей. Но даже если он несправедлив к Церкви, которой принадлежит, к конкретным персонам, очень важно, чтоб такой человек имел трибуну. Он вернулся в Россию с идеей что-то дать. Он подарил той же Церкви очень важные для нее иконы. Он за свой счет запустил проект «Россия для всех» – проект для сохранения целостности страны.
Да, он скандальный. Иногда невоспитанный, самоуверенный. Но он точно не враг России. Все, что он делает, он делает из своего понимания блага и для искусства, и для страны. Радикалы нужны.
Источник: Блог Марата Гельмана*
* Признан(а) в РФ иностранным агентом