Сегодня культура ТВ и культура Интернета сосуществуют, как рабство и капитализм в США в 19-м веке.
«Вчера был четверг, сегодня пятница, завтра – суббота, а потом – воскресенье».
Этот текст и соответствующую музыку сочинила, записала и выложила на Ютубе 13-летняя американка Ревека Блек.
В одном из фильмов про Масяню есть символический кадр, где она топором разбивает телевизор
Этот клип собрал в течение первой недели 33 млн просмотров. А на сегодня у него 167 млн показов.
Мама дала ей 4 тыс. долларов для записи клипа в студии. А сегодня Ревека уже заработала сотни тысяч долларов на скачивании музыки и клипа для айподов и айфонов, и клип продолжает распространяться.
Так, благодаря одному клипу, 13-летняя девочка стала медийной персоной. Она уже получила премию MTVOMusicAwards за лучший любительский клип, ее приглашают в популярные телепередачи, о ней пишут в «Нью-Йорк Таймс», в профессиональных музыкальных журналах и т. д.
О ней есть статьи в Википедии на 25 языках, включая вьетнамский, каталонский, латынь.
Ревека сделала свой клип без помощи министерства культуры, управления культуры облисполкома, облфилармонии, специалистов по пиару, менеджеров по организации выступлений, имиджмейкеров, копирайтеров, композиторов, текстовиков, брендмейкеров, визажистов, парикмахеров, бутафоров, декораторов, осветителей, сценаристов, режиссеров, преподавателей постановки голоса, сценречи, сцендвижения, актерского мастерства, дизайнеров студии, одежды, и т. д..
Вот это и есть модель развития шоу-бизнеса 21-го века.
Но зачем нам Америка? У нас есть свой пример – Масяня. Бригада под руководством Олега Куваева разработала мультэпос про Масяню, Магазинчик Бо и т. д. самостоятельно, без помощи вышеперечисленных организаций. Масяня говорит языком улицы, а не дикторов Первого канала. В одном из фильмов про Масяню есть символический кадр, где она топором разбивает телевизор.
Две культуры. ТВ и Интернет. Масяня и Петросян. Путин и Навальный. «Единая Россия» и ПЖиВ.
В культуре ТВ (Условное название. Сюда относятся официальные СМИ, театры, издательства) между творцом и потребителем – огромная армия посредников. Деньги, полученные от рекламы, от государства или от потребителя, эти посредники делят по своим понятиям, оставляя себе львиную долю.
В культуре Интернета никаких посредников нет.
Сегодня в области попсы можно превратить в звезду любую п... Композитор напишет музыку, текстовик – текст, модельер сконструирует костюм, имиджмейкер придумает образ, визажист «нарисует лицо», хореограф поставит движения, оркестр запишет фонограмму, голос запишет студентка муз. училища. И все – звезда готова, можно начинать раскрутку, пускать дым в глаза публике. В прямом и переносном. Только деньги нужны. И немалые.
В новой интернет-культуре талантливые люди пробиваются к потребителю самостоятельно, минуя армию дорогостоящих посредников, не вкладывая огромных денег и без поиска спонсоров. И тут возникает интересный феномен. Оказалось, что для того, чтобы стать звездой, необязательно жить в Москве.
В СССР вся культура производилась в Москве. Прочие граждане СССР имели право смеяться над шутками, созданными в Москве; слушать песни, созданные в Москве; смотреть фильмы и программы ТВ, снятые в Москве; читать газеты, журналы, книги, издаваемые там же. Советскому зрителю предлагалось смеяться над шуткой про таксиста, который всего за 50 рублей довез семью с Казанского вокзала на Ярославский. То, что не все телезрители и радиослушатели могут эту репризу оценить, актерам и авторам в голову просто не приходило.
Сегодня благодаря Интернету москвичи с удивлением обнаружили, что за пределами МКАД существуют зачатки разумной жизни. Оказалось, что там есть театры, газеты, телеканалы, издательства, СМИ, артисты, певцы, художники, писатели, которые находят своего потребителя, минуя дорогостоящих московских посредников. Юмора это тоже касается. «Кролики», «95 квартал», «Уральские пельмени», газета «Красная бурда».
Еще пример из себя, мне на своем примере проще объяснить. У меня есть «бояны», то есть тексты, которые давно гуляют по Сети и распространяются часто без имени автора. К примеру, «Водка питьевая: инструкция к пользованию». Гугл только что дал 17 тысяч ссылок. И таких текстов у меня десятки.
Я собрал книгу таких «боянов» и отправил в профильные издательства, которые издают юмор. Аргументация простая – массовый читатель уже сам отобрал эти тексты и отредактировал их, вам маркетинговый анализ не нужен, не надо над ней размышлять, не надо редактировать, издайте книгу как есть.
Ни одно издательство даже ответить не соизволило.
Вывод: с развитием интернет-культуры многочисленная армия дорогостоящих посредников постепенно исчезнет. Люди сами, без их помощи, будут выбирать, что читать, смотреть и слушать.
Что же касается заработка – автор, создавший популярные в Сети клипы, тексты, картинки, сможет претендовать на высокооплачиваемую работу в этой области.
Специально для газеты ВЗГЛЯД