«Развернувшаяся дискуссия о пользе введения чрезвычайного положения, с аргументами вроде «за рубежом все так делают», связана с традиционным в нашем обществе недостатком грамотности», – отметил политолог Глеб Кузнецов, глава экспертного совета Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ), выступая на онлайн-конференции «Общественная солидарность или атомизация?» в рамках серии круглых столов «Время готовиться к будущему».
Как ранее отмечала газета ВЗГЛЯД, на сайтах онлайн-петиций и в соцсетях появились призывы ввести в Москве или даже по всей России режим чрезвычайного положения или чрезвычайной ситуации (ЧП или ЧС) в связи с распространением коронавируса.
Апелляция авторов таких обращений к зарубежному опыту ошибочна, пояснил Кузнецов. «Те режимы, которые введены в европейских странах и США, не предполагают автоматического ограничения прав и свобод. Они предполагают то же, что уже принято и у нас – введение самоизоляции», – указал эксперт.
«Но то, что у нас называется чрезвычайным положением, там, как правило, называется военным или осадным положением. ЧП в России – это особый правовой режим, который предполагает ограничение прав и свобод граждан и юрлиц, и возложение на них дополнительных обязанностей, – подчеркнул Кузнецов. – На практике это означает военные патрули, комендантский час. Что называется, старожилы могут помнить ситуацию в Москве осенью 1993 года».
Сразу же при введении ЧП вся полнота власти перейдет от гражданских администраций к военным, указал эксперт. «Мы сегодня, глядя на очереди в московском метро, частично можем себе представить, насколько силовики готовы к осуществлению властных функций. Набор инструментов у них, к сожалению, ограниченный – проверка документов, фильтрация», – заметил Кузнецов.
ЧП никак не улучшит положение работников и никак не поможет бизнесу, заметил эксперт. «При введении «чрезвычайки» открывается возможность для разного рода реквизиций, безвозмездного использования ресурсов бизнеса, – подчеркнул эксперт. – И уж точно чрезвычайное положение не предусматривает никаких переговоров о компенсациях убытков бизнесу. Ну и самое главное, введение режима ЧП является по Трудовому кодексу основанием для прерывания трудовых договоров работодателем, то есть для увольнения».
Кроме того, ЧП губительно скажется на том развитии гражданского общества, которое мы сейчас наблюдаем, на росте волонтерского движения, солидарности на низовом уровне, предупредил Кузнецов. Сейчас горизонтальные связи между медиками (причем не только в России, но и на международном уровне) помогают в разработке вакцины от COVID-19. Введение ЧП грозит свести на нет эту международную активность наших врачей и эпидемиологов, опасается эксперт.