«Данные проведенных в США исследований – результат применения компаниями Facebook*, Twitter и TikTok приемов по дискриминации собственных пользователей. ИТ-гиганты применяют их все чаще, – сказала Екатерина Мизулина. – Мы видим, что социальные сети удаляют и блокируют пользователей по совершенно непонятным причинам. Действия носят хаотичный характер, стандарты модерации постов и комментариев не понятны. При этом ИТ-корпорации не прикладывают никаких усилий, чтобы показать пользователям, на чем основаны эти стандарты, что разрешено на их платформах, а что запрещено».
Еще одна проблема – колоссальный размах использования платформами персональных данных пользователей. Facebook, Twitter и TikTok передают данные третьим лицам и компаниям с которыми они сотрудничают. В результате пользователи видят в своей «ленте» навязчивые рекламные публикации, что безусловно снижает доверие к этим платформам, отметила Мизулина.
«Если политика ИТ-гигантов не изменится, люди начнут искать альтернативу, переходить на использование иных сервисов. Уже сейчас конкуренты Facebook, Twitter и TikTok, прекрасно понимая суть происходящего, активно расширяют свои возможности», – подчеркнула собеседница.
«Думаю, если бы опрос о доверии пользователей к социальным сетям провели в России, мы также увидели бы значительный процент людей, скептически относящихся к политике американских ИТ-корпораций. Российские площадки, такие как «ВКонтакте» и «Одноклассники», получили бы в нашей стране больший процент доверия чем, например, Instagram* или Twitter».
Эксперт также добавила, что дискуссия о регулировании деятельности соцсетей проходит сегодня не только в России. О такой необходимости заявляют в США, Великобритании, Франции и многих других странах мира. «Все в равной мере столкнулись с этой проблемой, вне зависимости от политических взглядов», – подчеркнула Мизулина.
«Такая ситуация выглядит как диктат и неконтролируемая монополия со стороны 3-4 крупнейших ИТ-платформ. Поэтому в ближайшее время законы, вводящие дополнительные обязательства для соцсетей, появятся не только в национальных законодательствах, как это уже произошло во Франции, Германии, Турции и Великобритании. Со временем мы придем к единому международному документу, регулирующему деятельность крупных интернет платформ. Вопросы безграничного влияния ИТ-гигантов на умы своих пользователей приобрели глобальный характер и уже переросли интересы какого-то отдельно взятого государства», – заключила эксперт.
Напомним, согласно данным ежегодного исследования цифрового доверия в США, самой надежной социальной платформой признана LinkedIn.
Хуже всего пользователи соцсетей оценивают Facebook, TikTok и Twitter. Всего в опросе участвовали 9 самых популярных соцсетей в США – Facebook, Instagram, LinkedIn, Pinterest, reddit, Snapchat, TikTok, Twitter и YouTube. Пользователи оценивали их по 5 категориям доверия: безопасность, легитимность, сообщество, рекламный опыт и релевантность рекламы, сообщает cossa.ru.
Отметим, что в конце сентября комитет Госдумы по информполитике, информационным технологиям и связи приступил к работе над законопроектом, ужесточающим ответственность иностранных интернет-компаний за неисполнение законодательства России по хранению персональных данных, удалению противоправного контента и неуплате налогов с деятельности на территории страны.
Инициатива направлена на то, чтобы иностранные компании, в том числе Apple, Facebook и Twitter, открывали в России свои представительства и исполняли требование о хранении данных внутри страны.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ