«Не очень понятно, зачем обращать внимание на высказывание по этому вопросу министра обороны Германии. Германия никакого отношения к теме ДРСМД не имеет, за исключением того, что она является – гипотетически, как и вся Европа – полем соперничества с применением этих самых ракет средней и меньшей дальности в случае боевых действий», – заметил президент Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов.
«Но поскольку это практически невероятно, в остальном роль Германии здесь отсутствует: у нее этих ракет нет, никогда не было, ядерного оружия нет. Поэтому все, что говорят немецкие политики по этому поводу, – это такая «лирика», – добавил собеседник.
Накануне глава германского оборонного ведомства Урсула фон дер Ляйен в интервью Focus заявила: китайские ракеты представляют для России такую же угрозу, как российские – для Европы. Такое умозаключение министр обороны Германии привела как аргумент в пользу включения Китая в обновленный Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). Напомним, что после одностороннего выхода США из российско-американского двустороннего договора о РСМД это соглашение было де-факто уничтожено.
Германия «не в теме», но далеко не абсурдна сама мысль о том, что Китай должен быть включен в гипотетический процесс создания нового соглашения о РСМД, подчеркнул Лукьянов.
Сложилась позиция, согласно которой переговорный процесс по ядерному оружию давно уже должен быть не двусторонним, но должен включать другие страны. «Как минимум включать в себя Китай, который, пусть с большим отставанием, но все-таки занимает третье место по своему ядерному арсеналу», – отмечает Лукьянов.
Напомним, что, по данным на конец прошлого года, США располагают 6450 ядерными боеголовками (впрочем, оговоримся, что это данные самих американцев), Россия – 6850, а Китай – 280 боеголовками. При этом, судя по утверждениям в публикации гонконгской South China Mornig Post в мае прошлого года, раз в месяц в КНР проводится примерно 5 испытаний по моделированию ядерного взрыва. За предшествующие три года число испытаний превысило 200, что примерно в пять раз больше, чем в США за аналогичный период.
Китай, не связанный договором о ликвидации РСМД, активно развивает этот класс ракет. Так, в январе Пекин впервые продемонстрировал запуск ракеты средней дальности «Дунфэн» нового поколения (радиус действия от 3 до 5,7 тыс. км – т.е. ракета теоретически способна накрыть американские базы на Гуаме и Окинаве).
«О включении КНР в соглашение о ракетах средней и меньшей дальности говорят давно. Активно об этом заявляют в Соединенных Штатах. И у нас, во всяком случае, это неоднократно обсуждалось на экспертном уровне», – напоминает Лукьянов. «В общем, эта мысль – сама по себе вполне здравая, – отмечает эксперт. – Другое дело, что Китай категорически отказывается допускать саму возможность своего участия в соглашении о РСМД».
В октябре прошлого года представитель МИД КНР Хуа Чуньин озвучила ответ Пекина на призыв Дональда Трампа привлечь Китай к новому договору о РСМД: «Китай в своей оборонной политике придерживается защиты собственных интересов в сфере безопасности. Мы не приемлем шантаж в любой форме».
«Они, так сказать, «прикидываются шлангами» и говорят: «А мы-то тут при чем? Вы – сверхдержавы, вы об этом и говорите, а нас не трогайте», – заметил Лукьянов.
Что же касается самой темы «китайской ракетной угрозы», которой припугнула фон дер Ляйен, то «сейчас между Китаем и Россией отношения такие, что ни о каких угрозах говорить нет оснований», подчеркнул Лукьянов. «Но, – добавил он, – как хорошо известно и о чем говорил не раз президент Путин (не в отношении Китая, а как общий принцип), «важны не намерения, важны потенциалы».
«То, что ядерный арсенал КНР, и в том числе ракеты средней и меньшей дальности, имеются и расположены они недалеко от наших границ, и в принципе могут быть использованы при каком-то развитии событий, – это очевидно. Из этого не следует, что такая угроза актуальна, но потенциально она имеется», – указал эксперт. Наш сосед – мощная военная держава, которая явно наращивает свой ядерный потенциал, и игнорировать это глупо, подчеркнул собеседник. «Наши военные это знают, и явно принимают это во внимание», – добавил Лукьянов.