В обращении на своей странице в Facebook* Ницой возмутилась тем, что сотрудники СБУ общались с ней не на украинском языке в управлении ведомства, куда ее пригласили как фигуранта списка 47 «потенциальных жертв террористов», о котором стало известно после скандала с инсценировкой убийства журналиста Бабченко.
«Доброжелательно поговорив с сотрудником по телефону, договорились о встрече. Сотрудник СБУ встретил меня на улице и провел в помещение. Зайдя в здание СБУ, сотрудник неожиданно со своими коллегами перешел на русский язык. Он вызвал другого сотрудника, и тот тоже обратился ко мне на русском: «Лариса Николаевна, я проведу вас к следователю». Для меня это был шок. <...> Какие-то незнакомцы, которые должны в стенах такой важной государственной структуры при выполнении государственных обязанностей говорить на государственном языке, вдруг заговорили со мной на русском языке. <...> Это выглядело как захват врагами нашей службы безопасности», – написала Ницой.
Писательница отметила, что на ее вопрос о причинах разговора на русском языке сотрудники СБУ сообщили, что «им так удобнее» и что «полстраны разговаривает на русском».
«В одно мгновение СБУ превратилась во вражескую структуру... (Они) понятия не имели о законе о государственной службе и о том, что они его нарушают, потому что обязаны говорить на украинском. <...> Один из них, как оказалось, говорит только на русском и не владеет украинским», – пожаловалась Ницой.
В связи со случившимся она потребовала от президента Украины «объявить выговор председателю СБУ Василию Грицаку за несоответствие занимаемой должности». «Как можно доверять человеку безопасность целой страны, если он не может элементарного – навести порядок у себя в стенах здания СБУ», – возмутилась писательница.
Она также потребовала назначить служебное расследование и выяснить, «каким образом сотрудник, не владеющий государственным языком, попал на государственную службу».
Это уже не первое подобное возмущение Ницой. В мае она агрессивно отреагировала на услышанную от проводницы поезда Киев – Запорожье русскую речь, назвав ее «языком оккупантов», а в феврале пожаловалась на большое количество говорящих по-русски жителей в Киеве и задалась вопросом «Куда дели Украину?».
В июле 2017 года Ницой рассказала о проблемах национального языка на Украине и объяснила значение термина «жесткая украинизация». До этого она пригрозила судом одной из торговых сетей Киева за то, что ее продавец разговаривал на русском языке.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ