«Приказом гендиректора Центра имени Хруничева на предприятии восстановлен департамент по многоразовым средствам выведения, – рассказал газете «Известия» генеральный конструктор Роскосмоса по космическим ракетным комплексам Александр Медведев. – Это произошло буквально месяц назад. Работать туда мы пригласили людей, которые создавали в свое время «Буран». Департамент возглавил Павел Анатольевич Лехов, один из проектантов системы «Энергия-Буран».
«Хруничев» проектирует «крылатую» первую ступень, которая сможет возвращаться на космодром как самолет и садиться на взлетно-посадочную полосу, отмечает издание.
«Убежден, что для российских условий возвращаемая первая ступень с выходящими крыльями – это оптимальный вариант, – отметил Александр Медведев. – Схема, по которой сажает первую ступень SpaceX, нам не подходит, поскольку с наших космодромов ракеты летят не над морем, и у нас нет возможности подогнать в нужное место баржу. Даже если бы такая возможность была, не факт, что это оптимальный путь: в море почти всегда мешает боковой ветер и качка».
Идею первой ступени с крыльями в «Хруничеве» прорабатывают давно – макеты ракет-самолетов в разных модификациях предприятие не раз показывало на выставках в России и за границей.
«Тему возвращаемой первой ступени мы в Центре Хруничева ведем уже порядка 20 лет, – пояснил Александр Медведев. – В 2001 году я впервые представлял прототип возвращаемой ступени – систему «Байкал» – на авиакосмическом салоне в Ле-Бурже. Долгие годы мы чертили проекты, строили макеты, делали их продувки в ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт имени Жуковского) и получали положительные результаты. Пришла пора от проектов на бумаге переходить к реальным вещам. Я говорю о создании летного демонстратора. И с этим согласен Игорь Комаров, гендиректор Роскосмоса. Конкретные предложения мы уже подготовили, о них пока подробно рассказывать рановато».
Первая ступень ракеты – самая дорогая в производстве: на ней стоят маршевые двигатели, определяющие возможности ракеты. Стоимость двигателей, установленных на первой ступени, составляет от 10 млн до 70 млн долларов в зависимости от конкретного изделия.
В феврале в ЦНИИмаш сообщали, что госкорпорация «Роскосмос» разработает собственную многоразовую ракету-носитель, чтобы обеспечить конкурентоспособность России на космическом рынке.
В США уже две частные компании испытали ракеты со стартом и последующей посадкой. Компания Blue Origin провела испытания с одноступенчатой ракетой легкого класса, а SpaceX удалось посадить первую ступень двухступенчатого носителя среднего класса Falcon 9.
Напомним, что в России финансирование разработки комплекса с возвращаемой первой ступенью в рамках космической программы на 2016–2025 годы было признано нецелесообразным.