«Мы не ставим под вопрос привилегированный диалог между НАТО и Россией 1997 года. В беседе с министром иностранных дел ФРГ Франк-Вальтером Штайнмайером я поддержал идею о возобновлении переговоров между НАТО и Россией при определенных условиях. Но мы ставим под вопрос политическую декларацию о том, что никаких значительных военных или оборонительных сил не будет размещено на территории новых государств-членов НАТО. Мы считаем, что такие заявления являются устаревшими, так как они были сделаны по отношению к другой России, которые еще не вела себя по-имперски и не вела внешних войн», - передает слова Ващиковского РИА «Новости».
Министр добавил, что причины, по которым значительные силы альянса до сих пор не размещены в Польше, связаны только с позицией Германии, которая «больше заботится об интересах России, чем об интересах в сфере безопасности Центральной Европы».
«Поэтому мы хотим спросить наших немецких партнеров: где же ваша солидарность в отношении вашего ближайшего партнера», - сказал он.
Ващиковский жестко оценил желание России и Германии продолжать работу над газопроводом «Северный поток-2».
«Мы шокированы. Много лет подряд мы говорим, что «Северный поток-1» был политическим проектом для обхода Центральной Европы и возможности шантажа. Мы объясняли это немцам, но они повторяют ту же ошибку и пытаются убедить нас, что это не политический газопровод, а частный коммерческий проект. Мы не вчера родились. Мы знаем, что на одной стороне стоит могущественная Россия, а на немецкой стороне - могущественные концерны, которые реализуют политику государства. В целом, мы видим только спад настроений немцев в отношении Польши. Но мы хотим хороших отношений и лучшего понимания нашей озабоченности в связи с тем, чтобы развернуть в Польше подразделения НАТО», - сказал министр.
В конце ноября министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский заявил, что Варшава намерена признать недействительным Основополагающий акт Россия-НАТО 1997 года.
Официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила, что Москва рассматривает призывы Польши как опасную провокацию в преддверии саммита альянса.
Чуть позже Associated Press сообщило, что, по словам замминистра обороны Польши Томаша Шатковского, в польском военном ведомстве обсуждается возможностьобратиться в рамках специальной программы к НАТО с просьбой о размещении американского ядерного оружия. По информации агентства, речь идет о программе так называемых совместных ядерных миссий, право воспользоваться которой в блоке имеют безъядерные государства-члены.
Позднее Минобороны Польши заявило, что «никакой работы над подключением нашей страны к программе НАТО Nuclear Sharing не ведется». По словам пресс-службы ведомства, «возможное решение, касающееся какой-либо формы участия Польши (в программе Nuclear Sharing), конечно, должно быть предметом согласования на политическом уровне как в стране, так и с союзниками».