Российско-украинский конфликт неминуемо приведет к новому раскладу сил на энергетическом рынке Европы. Ведь европейцы серьезно озаботились своей чрезмерной зависимостью от поставок из России, к тому же у них усилились сомнения в надежности транзита российского газа через Украину. В этой ситуации Евросоюз очень заинтересован в расширении круга своих поставщиков и в развитии альтернативных транспортных коридоров, пишет Deutsche Welle*.
Турции принадлежит ключевая роль в глобальной энергетической политике
Вполне возможно, что больше всего от стремления европейцев к диверсификации выиграет Турция. У нее есть реальные шансы стать крупным центром транзита и распределения энергии у юго-восточных границ Евросоюза. Достаточно взглянуть на карту, чтобы понять: благодаря чрезвычайно выгодному географическому положению Турции между Европой и Кавказом, Центральной Азией, Ближним и Средним Востоком такая роль прямо-таки напрашивается.
«Мы видим, что европейские и международные компании проявляют сейчас растущий интерес именно к турецкому энергетическому рынку», - рассказал немецкой консалтинговой фирмы ConEnergy Кристиан Грун. По его словам, дело не только в «уникальном геостратегическом положении» страны. Важную роль играют и чрезвычайно высокие темпы экономического роста в последние годы, и впечатляющая динамичность турецкого общества, которая во многом объясняется благоприятной демографической ситуацией: средний возраст населения составляет сейчас 30 лет.
Особое значение Грун придает либерализации турецкого рынка: «У государства больше нет монополии, рынок открыт теперь как для турецких, так и для международных компаний».
Новыми возможностями уже заинтересовались некоторые европейские тяжеловесы - например, немецкие энергетические концерны E.onи RWE. Эксперт ConEnergyубежден, что нынешний внутриполитический кризис, вызванный обвинениями премьера Реджепа Тайипа Эрдогана в коррупции и попытками правительства ввести цензуру интернета, для потенциальных инвесторов особой роли не играют.
Ключевым проектом, призванным обеспечить Турции статус стратегически важного энергетического партнера ЕС, является так называемый южный газовый коридор для доставки в Европу в обход России голубого топлива из прикаспийского региона и со Среднего Востока. Прокладку Трансанатолийского газопровода TANAP от восточной до западной границы Турции намечено начать в 2015 году и завершить в 2018. Пока по нему планируется ежегодно прокачивать 16 млрд кубометров азербайджанского газа из месторождения «Шах-Дениз-2»: 10 млрд транзитом в ЕС и 6 млрд - для собственных нужд.
Впрочем, пока самым конкретным и наиболее значимым проектом остается TANAP, подчеркнул один из ведущих турецких специалистов по энергетическим вопросам Мехмет Огютчу. И одного этого трубопровода явно не хватит для того, чтобы превратить Турцию в центр распределения газа, считает эксперт: «Для этого нужно не 16 миллиардов кубометров, а 50-60 миллиардов».
Так что пока не может быть и речи о том, что Турция кардинально снизит зависимость Европы от российского газа, отметил он. «Но Турции можно доверять, ведь она входит в НАТО, ОЭСР, Совет Европы и стремится стать членом Евросоюза. Так что она вполне может внести свой вклад в диверсификацию европейской энергетики», - убежден Мехмет Огютчу.
Одновременно имеющиеся и планируемые турецкие газопроводы могут быть использованы для диверсификации путей доставки в Европу и российского газа. Ведь Турция является одним из крупнейших клиентов Газпрома и соединена с Россией проложенным по дну Черного моря газопроводом «Голубой поток». По нему вполне можно пускать газ, предназначенный для государств Южной Европы.
Так что в принципе у Турции есть все возможности стать новым центром транзита и распределения идущего в Евросоюз газа. Так считает и Фатих Бироль, главный экономист Международного энергетического агентства. Он заявил, что «Турции принадлежит ключевая роль в глобальной энергетической политике. Благодаря своему географическому положению она может стать надежной транзитной страной для поставки энергоносителей».
* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента