По мнению экспертов RUSI, крах сирийского режима может спровоцировать начало крупного вооруженного конфликта как в самой Сирии, так и за ее пределами. Как говорится в бюллетене «Сирия: Противоречивый курс на вмешательство», сейчас наиболее актуальным является предотвращение эскалации конфликта на соседние страны, чем сдерживание насилия внутри самой Сирии, пишет The Daily Telegraph.
В документе подчеркивается, что после вероятного свержения Башара Асада «военные варианты урегулирования выступят совсем в другом свете». Полковник Ричард Кемп, бывший командующий в Афганистане и один из авторов бюллетеня, писал, что необходимость военной интервенции была одним из «насущных вопросов».
«У западных политических лидеров нет аппетита на более глубокое вмешательство. Однако, как показывает история, мы не всегда сами выбираем, воевать нам или нет. Порой войны сами выбирают нас», – считает Кемп.
«Подготовка к вмешательству будет начата в ближайшее время в нескольких западных столицах и на местах в Сирии и Турции», – добавил он, уточнив, что в рамках приготовлений будут учитываться «серьезные оговорки» по поводу последствий интервенции, ее стоимость, а также геополитические изменения.
При этом основное внимание западные страны сосредоточат на охране пяти химических заводов и десятков складов с химическим оружием в Сирии. Согласно документу, для того, чтобы предотвратить попадание сирийского химического оружия в руки террористов, понадобится военный контингент численностью более 75 тыс. человек. Общая же численность войск, необходимая для поддержания порядка в Сирии, оценивается в 300 тыс. военнослужащих.
«Западные страны, которые уже давно работают над свержением Асада, должны начать бояться того, что может лежать за прилавком... Сирия взорвется, распространив свои проблемы по всему Ближнему Востоку, и этот взрыв несет потенциально катастрофические последствия», – заключили в RUSI.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в среду Турция объявила о закрытии всех погранпунктов с Сирией, а в воскресенье иранские СМИ информировали, что власти Турции установили на границе с Сирией ракеты класса «земля-воздух».
В пятницу стало известно, что руководство Турции в последний момент отменило решение о воздушной атаке против Сирии в отместку за свой сбитый разведывательный самолет Phantom F-4. По данным турецкого издания Sabah, турки не решились бомбить сирийцев в том числе из-за того, что они «плохо знакомы с российскими системами ПВО, стоящими на вооружении Сирии». Кроме того, туркам мешало отсутствие точной информации о том, как именно был сбит Phantom.
Между тем в понедельник на пресс-конференции в Дамаске официальный представитель министерства иностранных дел Джихад Макдиси заявил, что Сирия применит химическое оружие «только в случае агрессии извне».
По его словам, «все склады химического оружия в стране находятся под контролем правительственных войск». Сирия не подписывала конвенцию о запрещении химического оружия, и заявление Макдиси стало первым официальным подтверждением того, что страна обладает химическим оружием.
Официальный представитель минобороны США Джордж Литтл предостерег власти Сирии даже от самих мыслей о применении химического оружия. Литтл заявил, что сирийская сторона «не должна ни одной секунды даже думать о том, чтобы применить химическое оружие».
Позднее генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун выразил обеспокоенность заявлением представителя МИД Сирии Джихада Макдиси о возможности применения арабской республикой химического оружия и заявил, что считает такие действия крайне безрассудным шагом.
В свою очередь источник в Генштабе России заявил, что, согласно разведданным, запасы химоружия в Сирии не столь существенны, как считают на Западе.