Согласно позиции представителей федеральных органов власти, выступивших на заседании, законоположения, обязывающие организатора мероприятия указать предполагаемую численность, направлены на соблюдение мер безопасности, а также прав и свобод граждан, которые не принимают участия в митинге или шествии, сообщает «Интерфакс».
Полномочный представитель правительства России в КС Михаил Барщевский заявил, что попытки организаторов публичных мероприятий добиться отмены штрафов за превышение численности могут привести к печальным последствиям.
«Что мы слушаем сегодня? Это дело о праве на безответственность. Вспомните, ведь была в нашей истории Ходынская площадь - как раз тогда организаторы и не предусмотрели количества участников... Если бы организаторы митинга на Болотной площади указали, допустим, не 100 тысяч, а 200 человек, и им выделили бы сквер, что было бы? В лучшем случае - массовые беспорядки, в худшем – трупы», - сказал Барщевский.
«Я с чистой совестью могу сказать, что нормы соответствуют и духу, и букве Конституции, и здравому смыслу. Законодатель здесь исходил из прерогативы безопасности», - подчеркнул полпред правительства в КС.
Постоянный представитель Госдумы в КС Росии Дмитрий Вяткин, в свою очередь, отметил, что сведения о предполагаемом количестве участников нужны для обеспечения безопасности и защиты прав других лиц.
«Также и место проведения должно соответствовать численности участников. При явном несоответствии места количеству есть реальная угроза для жизни и здоровья участников мероприятия», - отметил Вяткин.
Он также высказал мнение, что административная ответственность в виде штрафов для организаторов несоразмерно мала по сравнению с возможными последствиями противоправных действий при проведении мероприятия. «С нашей точки зрения, ответственность должна быть усилена», - подчеркнул он.
Напомним, поводом рассмотрению дела послужила жалоба жителя Тулы Сергея Каткова, который в 2010 году был оштрафован как организатор шествия националистов 4 ноября за превышение количества участников. По словам заявителя, закон требует от организатора указания предполагаемого количества участников, при этом зачастую сложно предположить и достоверно знать, сколько именно людей придут на мероприятие.
«Ни организатор мероприятия, ни иные граждане не могут заранее знать, даже предполагать, количество людей, которые откликнутся на агитацию, которая разрешена законом, и придут на шествие», - отметил Катков.
В случае, если организатор примет решение и прекратит допуск людей на мероприятие, как только заявленная численность будет достигнута, он рискует ограничить конституционные права граждан на собрания.
Таким образом, считает Катков, привлечение к административной ответственности организатора публичного мероприятия за превышение численности участников, не соответствует Конституции России.