В начале интервью Брайза подтвердил: США «никогда не признают» независимость Южной Осетии и Абхазии. Однако, по его словам, «это не значит, что невозможно сотрудничать» с ними.
«В Вене, при ОБСЕ и в Нью-Йорке мы считаем, что можно продолжить миссии ОБСЕ и ООН там без того, чтобы признавать или не признавать (независимость)», – сказал он.
Кроме того, как отметил Брайза, «было бы хорошо, если бы Россия согласилась таким образом продолжать миссии ООН и ОБСЕ».
Однако, по его словам, Россия «не выполняет свои обязательства по соглашениям 12 августа и 8 сентября и резолюции ООН № 1866».
«У России есть обязанности вывести свои войска до уровней, которые были до войны, и Россия дополнила количество войск – раньше было 4,5 тысячи человек, сейчас больше 10. Россия идет в другом направлении», – утверждает Брайза.
По совам Брайзы, США пока не собираются наращивать военное сотрудничество с Грузией и поставлять ей вооружения.
«Мы об этом думали, мы не готовы это сделать сейчас. Сейчас мы помогаем Грузии восстановить стратегический способ мышлений, – сказал он. – Мы должны по-другому думать».
Брайза высказал мнение, что Грузия должна «думать о том, что надо защищать свою оставшуюся территорию».
«Я не имею в виду Абхазию и Южную Осетию», – подчеркнул Брайза.
Кроме того, по его словам, Грузии необходимо приготовиться к тому, «чтобы делать свой вклад в международные операции в других странах, в том числе и в рамках НАТО, в будущем».
Говоря о поставках вооружения в Грузию, Брайза сказал: «Мы всегда осторожно относились к этому».
По его словам, США «никогда не поставляли» в Грузию наступательное вооружение – «другие страны это делали». Что касается поставок противотанкового вооружения и оружия ПВО, то «они только для защиты».
«Если мы помогаем грузинской армии быть профессиональной, это хорошо и для России, и для Грузии», – заключил Брайза.
Касаясь энергетического вопроса, заместитель помощника госсекретаря США заявил, что Туркмения хочет присоединиться к Nabucco, но боится испортить отношения с Россией.
«Я чувствую, что Туркменистан хочет включиться, но волнуется. Это совершенно понятно: Туркменистан хочет хорошие отношения с Россией», – сказал Брайза.
«Мы не против этого, мы за это. Но когда мы все посмотрим, что этот маршрут на запад тоже является экономически эффективным, тогда, может быть, другие страны тоже включатся в этот проект. Это нужно», – подчеркнул зампомощника госсекретаря.
Он также утверждал, что Россия не делала Грузии новых предложений продать трубопроводы.
«Раньше Газпром хотел купить этот газопровод, потому что у него есть месторождения газа в Иране, и Газпром хотел соединить эти месторождения через Армению, Грузию с Россией, чтобы сделать так называемый картель по газу», – заявил Брайза.
Он отметил: «Что касается нового такого предложения, я только что разговаривал с президентом Саакашвили (президентом Грузии Михаилом Саакашвили) и не слышал ничего об этом».
«Мы не за это, мы за свободные рынки, а картели противоречат этому», – отметил американский дипломат.
США поддерживает Nabucco исключительно из соображений экономики и конкуренции, отметил зампомощника госсекретаря США.
По его словам, «с точки зрения экономии Nabucco намного сильнее, чем «Южный поток». Если мы говорим об экономии, тогда Nabucco победит, если мы говорим о политике, может быть, «Южный поток» победит, потому что правительство России так сильно поддерживает этот проект».
Он подчеркнул, что «сейчас о «Южном потоке» никто не говорит, так как с экономической точки зрения это нерентабельный проект».
Что касается конкуренции, Брайза отметил, что этот пункт является главным в итоговой декларации саммита.
«Слава богу, что Газпром существует, и эти газопроводы перекачивают газ в Европу, без этого здесь было бы очень холодно зимой, а летом бы не работали кондиционеры. Но мы хотим, чтобы была конкуренция, чтобы не было монополии», – сказал он.
США не против участия Газпрома в проекте Южно-кавказского газопровода в качестве миноритарного акционера, сказал Брайза.
По его словам, «мы не хотим, чтобы эта огромная компания, которая уже построила «Северный коридор», контролировала «Южный коридор», потому что тогда нет конкуренции и рынок не действует нормально».
Однако, «если в будущем Газпром захочет принять участие в этом проекте в качестве миноритарного акционера, мы за это», – подчеркнул он.
Брайза также отметил, что США предполагали участие ЛУКОЙЛа в проекте газопровода Баку – Тбилиси – Джейхан.
«Мы думали, что ЛУКОЙЛ будет играть роль в этом проекте, но, по-моему, ЛУКОЙЛ должен был принять политическое решение не участвовать. Нам было жаль», – сказал американский дипломат.
При этом Соединенные Штаты не допустят «доминирования» России в энергетических проектах на Южном Кавказе.
«Если Россия хочет доминировать в этих маршрутах для энергии, мы будем сопротивляться такой политике в этих областях», – заявил он.
«Мы говорили, что мы хотели бы перезагрузить наши отношения с Россией. Но, как сказала госсекретарь Хиллари Клинтон, это не значит, что мы не будем сопротивляться подходу, который мы наблюдаем у России, когда она злоупотребляет (своим положением) по отношению к соседям», – подчеркнул Брайза.
Он также отметил, что появление «настоящей конкуренции» «было бы очень хорошо и для населения России, и для Газпрома, и для всех союзников в Европе».
«Может быть, это наивно, но шаг за шагом в этом направлении мы идем», – заключил Брайза в интервью радиостанции «Эхо Москвы».