Экономика

1 февраля 2024, 19:05

Россия расширяет железнодорожную сеть Евразии

Одним из главных итогов 2023 года стал резкий рост грузооборота железных дорог из России в Китай. Строительство новых дорог и погранпереходов, которые ведутся сегодня на востоке России, выходит далеко за рамки просто расширения Транссиба и БАМа и имеет значение для Евразии в целом. Тем более что усилия Москвы поддерживают ее партнеры по БРИКС и ШОС.

«Очень важный вопрос… – это развитие транспортных коридоров. Все коридоры... дают прирост. Восток – плюс 5% в целом, экспорт – плюс 7%. Отдельно, особняком стоят перевозки с Китаем. Вы обращали внимание, что будет рост товарооборота с Китаем – более 200 миллиардов [долларов]. Мы это видим в объеме перевозок». Такими словами на встрече с президентом России Владимиром Путиным глава РЖД Олег Белозеров описал рост грузооборота в восточном направлении по итогам 2023 года.

Рост товарооборота между Россией и Китаем давно показал необходимость расширения пропускной способности железнодорожных маршрутов. Эта цель была поставлена еще в середине 2010-х годов. Но тогда, в условиях, когда основные внешнеторговые интересы России лежали в Европе, азиатское направление казалось второстепенным. Кроме того, в былую эпоху глобализации основной поток грузов из Китая в Россию шел морем через Суэцкий канал и европейские хабы, а вовсе не по железной дороге.

Все изменилось после начала СВО и введения Евросоюзом антироссийских санкций. Внутренняя транспортная связность с помощью сухопутных маршрутов оказалась критически важна для торговли на всем континенте Евразии. И главным инструментом для этого являются железные дороги.

В последние два года железнодорожная сеть России вновь стремительно поворачивается на Восток – в сторону Китая. Две важнейших магистрали – БАМ и Транссиб – полностью оправдывают гигантские средства, затраченные на их строительство еще со времен императорской России. Наземный маршрут в Китай, основанный на БАМе и Транссибе, стал ключевой артерией российской внешней торговли. Однако дальнейший рост грузоперевозок упирается в ряд объективных ограничений. Россия преодолевает их совместно со всеми своими соседями на Востоке, расширяя железнодорожную сеть.

Существующие маршруты

Сейчас железнодорожное сообщение России с Китаем осуществляется по пяти основным маршрутам. Это:

– транзит через Казахстан;
– транзит через Монголию;
– переход на территорию Китая у города Забайкальска (ответвление от Транссиба);
– железнодорожный мост через Амур на переходе Нижнеленинское – Тунцзян (открыт весной 2022 года);
– переход у Уссурийска вблизи восточной оконечности Транссиба.

Пуск моста через Амур сразу же позволил увеличить грузооборот на этом направлении в пять раз. По оценке главы Российского фонда прямых инвестиций Кирилла Дмитриева, финансировавшего проект, в ближайшее время это направление будет обеспечивать 10% всего российско-китайского грузооборота.

Сюда же можно добавить переход из российского Благовещенска на китайскую сторону Амура – в город Хэйхэ. Там в мае 2022 года был открыт автомобильный мост через реку. К погранпереходу обеих сторон границы подходят железнодорожные пути, поэтому этот пункт пропуска уже стал очень важным в грузоперевозках между двумя странами.

Возможности расширения транзита китайских грузов через Казахстан были исчерпаны еще в 2021 году, когда из Китая было отправлено в Казахстан и далее в Россию и Европу более 15 тыс. поездов. Увеличение пропускной способности альтернативных железнодорожных маршрутов приобретает первостепенное значение.

В результате модернизация БАМа и Транссиба стала одним из ключевых инфраструктурных проектов страны. Но речь идет не только о расширении магистралей к российским дальневосточным портам, но и о начале формирования ответвлений от этих магистралей, в том числе за пределы нашей страны. Иначе говоря, создании полноценной внутриевразийской транспортной сети. Она позволит обеспечить глобальную связность всего континента по сухопутным маршрутам.

Планы развития железнодорожной сети

Сейчас идет расширение пропускной способности железнодорожного погранперехода в Забайкальске – ее увеличат до 32 пар поездов в сутки. В расположенном восточнее населенном пункте Староцурухайтуй планируется возведение второго железнодорожного погранперехода в направлении КНР. Также планируется модернизация погранперехода в Монголию Соловьевск – Эрэнцав, что позволит создать еще один транзитный маршрут в Китай через эту страну.

Вновь на повестке дня вопрос строительства в Приморском крае железной дороги Лесозаводск – Хулинь. Она может быть востребована для тех китайских грузов, которые предстоит отправлять Северным морским путем.

В Амурской области планируется также возобновить работу погранперехода Джалинда – Мохэ. Джалинда соединена с Транссибом узловой станцией Сковородино, которая, в свою очередь, состыкована с БАМом.

Возросшие поставки в Китай российской продукции заставляют задумываться не только о модернизации старых, но и о прокладке совершенно новых маршрутов. В октябре 2023 года в России было объявлено о планах строительства двух новых железных дорог в Китай.

Одна из них пройдет из города Кызыл в Монголию, там разделится на две части: восточная ветка пойдет в Эрлянь, а западная – в Урумчи. Вторая пройдет от Бийска (Алтайский край) и также до Урумчи. Специалисты говорят, что этот проект сопоставим по масштабу с БАМом, но сроки реализации закладываются значительно более сжатые. Строительство этих магистралей включено в план реализации Стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года.

В КНР уже провели значительную часть работы по строительству своего участка линии Бийск – Урумчи. Исполнительный декан Института финансовых исследований «Чунъян» Китайского народного университета (RDCY) Ван Вэнь говорит, что «новая железная дорога будет существенно способствовать региональному развитию России и Китая. Сейчас центр тяжести российской экономики находится на западе Евразии, экономический центр тяжести Китая – на востоке континента. Железная дорога будет играть важную роль в восстановлении баланса экономического развития обеих стран». Иначе говоря, Запад Китая и Восток России получат дополнительный импульс развития именно благодаря новым железнодорожным связям.

Совместно с партнерами

Железные дороги на данном маршруте активно строят не только Китай и Россия. Например, идет подготовка к строительству дороги из Северо-Восточного Казахстана через территорию Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) КНР на северо-запад Монголии.

Кроме того, еще в 2022 году замглавы ОАО «РЖД» Алексей Шило говорил, что «с казахстанскими партнерами мы прорабатываем проект новой железнодорожной линии Аягоз – Бахты с новым пунктом пропуска на казахстано-китайской границе». А с Монголией «прорабатываются вопросы реконструкции линии Соловьевск – Чойбалсан, а оттуда – строительства новой линии к монгольско-китайской границе».

В сентябре 2023 года глава железных дорог Ирана Миад Салехи заявлял, что Иран готовит «основу для скачка объема железнодорожных перевозок грузов в Китай». Железнодорожный транзит планируется направить через пограничный пункт Сарахс на границе Ирана и Туркмении. Несомненно, этот скачок будет также обеспечен после завершения строительства еще одного ключевого железнодорожного пути в данном регионе: коридора между Азербайджаном и Ираном по маршруту Решт – Астара. Как ожидается, строительство этой ветки должно начаться в ближайшее время. Участок станет завершающим фрагментом международного транспортного коридора «Север – Юг».

Сотрудничество России и Китая в развитии железнодорожной сети наглядно показывает степень экономического сближения Москвы и Пекина. Пока речь шла главным образом о транзите китайских товаров в Европу, развивались широтные железнодорожные магистрали. Но сейчас, когда на повестке более плотная интеграция экономик двух стран, возникла необходимость дополнить широтные нитки более плотной сетью. Включение в эти процессы других стран – членов БРИКС и ШОС – еще более усиливает геополитические позиции России. Создаваемая масштабная железнодорожная сеть подтверждает статус России как интеграционного центра Евразии.

Текст: Дмитрий Скворцов

Вам может быть интересно

Захарова назвала теракт в Белгороде «кровавым звеном» в цепочке преступлений Киева
Темы дня

В Минобороны заявили о террористической атаке киевского режима на жилые кварталы Белгорода

Российские системы противовоздушной обороны (ПВО) отразили ракетный обстрел Белгорода, уничтожив 12 снарядов, выпущенных украинскими войсками, сообщили в Минобороны РФ. Однако из-за попадания фрагментов одной из сбитых ракет «Точка-У» обрушилась часть многоквартирного дома.

Зачем Китай поднял тарифы на доставку грузов в Россию

Китай неожиданно резко - на сотни-тысячи долларов - поднял тарифы как на железнодорожные перевозки в Россию, так и на морские. Почему Пекин пошел на такой жесткий шаг, и к каким последствиям он приведет для российской экономики и простых граждан?

Мишустин назвал кандидатов в новое правительство России

Премьер-министр Михаил Мишустин внес на рассмотрение Госдумы новый состав правительства. В качестве первого вице-премьера вместо Андрея Белоусова предложен глава Минпромторга Денис Мантуров. Многие министры сохранили свои посты, но в правительство придут сразу несколько губернаторов.

Рогов: Работино превратилось для ВСУ в могилу

IIHF пообещала отбирать российские флаги у болельщиков на ЧМ

Победитель «Евровидения» разбил полученную награду на сцене

Новости

Эрдоган объяснил отмену визита в США

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган сообщил, что его визит в США и переговоры с главой американского государства Джо Байденом пришлось отложить из-за несовместимости графиков обеих сторон.

Ребенка извлекли из-под завалов в Белгороде

Ребенка извлекли живым из-под завалов обрушившегося подъезда жилого дома в Белгороде, сообщили в оперативных службах.

Вице-канцлер Швейцарии умер во время похода в горы

Пресс-секретарь Федерального совета и вице-канцлер Швейцарии Андре Симонации умер в возрасте 55 лет во время похода в горы, сообщается в заявлении, опубликованном на портале правительства страны.

Стало известно об улучшении позиций российских войск на Времевском направлении

ВС России улучшили передние позиции на времевском направлении линии фронта, сообщил председатель комиссии Общественной палаты России по вопросам суверенитета, сопредседатель координационного совета по интеграции новых регионов Владимир Рогов.

ВС России ударили по скоплениям техники в Харьковской области

Удары нанесены по скоплениям техники и личного состава ВСУ в Харьковской области, сообщил координатор николаевского подполья Сергей Лебедев.

В Белгороде повторно обрушилась часть жилого дома

Часть крыши многоквартирного жилого дома в Белгороде, пострадавшего от обстрела ВСУ, обрушилась на спасателей во время проведения поисково-спасательных работ, сообщили в пресс-службе МЧС РФ.

Бывший военный ВСУ с ампутированными ногами получил повестку в военкомат

Украинский военный комиссариат Деснянского района Киева направил повестку в военкомат Олегу Симорозу, бывшему военнослужащему ВСУ, который потерял обе ноги в ходе боевых действий, сообщили местные СМИ.

СК возбудил дело о теракте после обстрела жилого дома в Белгороде

Следственный комитет России возбудил уголовное дело о теракте после обстрела Белгорода, в результате которого снаряд попал в многоэтажный жилой дом, сообщили в пресс-службе СК.

В Бундестаге предложили сбивать российские ракеты над Украиной из стран НАТО

Ряд немецких парламентариев выступил за то, чтобы использовать западные зенитные комплексы и сбивать российские ракеты над Украиной с территории стран НАТО.

Кэмерон выразил обеспокоенность из-за продвижения ВС России в Харьковской области

Министр иностранных дел Великобритании Дэвид Кэмерон обеспокоен в связи с наступлением российских войск в Харьковской области.

Специалисты Ростеха осмотрели трофейный Abrams

Трофейный танк Abrams осмотрели специалисты Ростеха, но предметный разговор пока не проводился, сообщил гендиректор госкорпорации Сергей Чемезов.

Внедорожник замминистра обороны Иванова выставлен на продажу за 2,5 млн рублей

Бывшая супруга замминистра обороны РФ Тимура Иванова, Светлана, выставила на продажу Chevrolet Suburban 2015 года выпуска за 2,5 млн рублей. Автомобиль был переоформлен на нее незадолго до ареста Иванова по делу о взятках, сообщили СМИ.
Мнения

Сергей Миркин: Как надежда победила в Донбассе страх

11 мая 2014 года мы формально голосовали за независимость ДНР, но реально – за то, чтобы быть с Россией. Мы понимали, что не сможем жить в стране победившего Майдана. Референдумы стало торжеством духа людей региона.

Глеб Кузнецов: Постмодернистский протест в Армении

Самое поразительное – это отсутствие любой сформулированной программы протестного движения. «Пашинян уходит», «демаркация останавливается» – всё. Какие ценности? Почему именно они?

Денис Миролюбов: Российский футбол продолжает грезить Европой

Фанаты хотят смотреть европейскую Лигу чемпионов, но никак не азиатскую. Игроки тоже мечтают играть в европейских клубах. Футбольные чиновники хотят взаимодействовать с Европой, что ни для кого не секрет. Поэтому в Азию РФС не уйдет.
Вопрос дня

Что за женщина-ветеран сидела рядом с Путиным на параде Победы