Польша еще не приняла решение об импорте сжиженного природного газа из США, заявил глава МИД Польши Витольд Ващиковский.
«Пока газ из США значительно дороже»,
– объяснил он в интервью РИА «Новости».
Между тем когда 8 июня 2017 года в Польшу в СПГ-терминал в Свиноуйсьце пришел первый танкер с СПГ из США, это событие польский премьер-министр Беата Шидло назвала историческим. Ведь закупки СПГ, по мнению польских властей, должны обеспечить стране энергонезависимость от России. В планах было подписание долгосрочного контракта с США. Тогда как с Газпромом Варшава готовилась новый контракт не подписывать (правда, текущий договор действует до 2022 года).
Теперь оказывается, что эта поставка СПГ была всего лишь пробным шаром, реализованным с целью «удостовериться в технической возможности импорта газа из Соединенных Штатов», как заявил Ващиковский.
И если с технической стороны, судя по всему, все в порядке, то по поводу экономики поставок американского СПГ поляки вряд ли остались довольны. Варшава пытается добиться от США снижения цены на газ. «Если они предложат контракт, который сможет составить конкуренцию импорту газа из Катара или других регионов, мы можем рассмотреть его», – отметил польский министр.
Варшава, вероятно, надеется, что за океаном готовы будут поставлять свой сжиженный природный газ себе в убыток по политическим мотивам. В частности, в благодарность за противодействие Польши строительству важнейшего для России газопровода «Северный поток – 2». Однако надежды польских политиков выглядят крайне наивными. Добытчики и поставщики сланцевого газа в Северной Америке – частные компании, которым государство не может навязывать ценовую политику. Кроме того, у американских продавцов уже есть высокодоходный азиатский рынок сбыта. Зачем же им торговать себе в убыток в Европе?
В начале этого года США поставляли СПГ в европейские страны (Португалия, Италия и Испания) по цене 245 долларов за тысячу кубометров, при этом стоимость российского традиционного газа на границе с Германией составила 183 доллара за тысячу кубов, отмечает замдиректора аналитического департамента «Альпари» Анна Кокорева.
Цена безубыточности для американского СПГ в Польше – 266 долларов за тысячу кубометров, тогда как российский трубопроводный газ обходится полякам в 195–213 долларов,
передает Neftegaz.
В прошлом году Польша закупила 11 млрд кубометров газа у Газпрома. Если предположить, что вместо российского газа она закупала бы американский СПГ, то переплата за год составила бы 600–800 млн долларов.
Интересно, что разница в цене между СПГ Катара и США небольшая, зато в сравнении с российским газом она существенная. Однако Польша все равно закупает 1,5 млрд кубометров катарского газа. При этом Ващиковский сравнивает цены на американский СПГ не с российским, а лишь с катарским. Это значит, что Варшава в принципе готова платить за заокеанское топливо дороже, чем платит Газпрому.
«Разница в цене между СПГ Катара и США небольшая, поэтому если речь будет идти о более значимых объемах, то Штаты могут пойти на скидку, но и в убыток работать не будут», – полагает Кокорева.
Катар от этого много не потеряет, считает она, так как катарский СПГ пользуется большим спросом в Азии. Зато европейские потребители, как население, так и промышленность, при таком развитии событий начнут существенно переплачивать за газ. Если предположить, что вся Европа отказалась от российского трубопроводного газа и вместо него стала покупать более дорогой американский СПГ, то
переплата ЕС за газ может составлять уже 13–17 млрд долларов в год.
В случае уменьшения поставок трубопроводного газа в пользу СПГ европейцы будут терять на каждом миллиарде кубометров 50–70 млн долларов.
На практике, правда, США не смогут обеспечить такими объемами Европу чисто технически. Даже если допустить, что США смогут поставить ЕС требуемые объемы газа (что на данный момент недостижимо), имеются ограничения для прохода танкеров по узким проливам к польскому СПГ-терминалу. Крупные танкеры-газоводы там просто не проходят, только небольшие – по 120–150 тыс. кубометров газа. И чтобы заменить поставляемые в Польшу 11 млрд кубометров российского газа американским, потребуется отправить и принять более 73 тыс. таких танкеров.