Экономика

23 августа 2016, 21:25

К примирению с Россией Польшу подтолкнет китайский "Шелковый путь"

Фото: Shamil Zhumatov/Reuters

Налаживание отношений России и Польши может прийти с неожиданной стороны. Казахстан пытается убедить Варшаву наладить транзитные потоки – через Россию. Но на самом деле транспортный коридор является частью гораздо более глобального замысла, в котором прямо заинтересован Китай. И у Пекина будут для поляков свои аргументы.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил своему польскому коллеге Анджею Дуде заключить трехстороннее соглашение с Россией по вопросу транспортного коридора. «Экономическое сотрудничество (между Польшей и Казахстаном) упирается в один тяжелый вопрос – транспорт. В то, как проехать из Казахстана в Польшу и обратно. Традиционное сообщение: через Россию», – сказал Назарбаев, выступая на Польско-казахстанском экономическом форуме.

На любую страну, ставшую частью китайского транзита в ЕС, прольется в буквальном смысле золотой дождь и прагматичные поляки это понимают

«Давайте сегодня выступим с инициативой, обратимся к России, начнем прорабатывать трехстороннее соглашение хотя бы по транспорту», – обратился Назарбаев к польскому коллеге.

Конечно, интерес Казахстана и Польши не в том, чтобы больше торговать друг с другом (хотя Казахстану есть что предложить партнеру, в отличие от Польши). Главное здесь для обеих сторон – не упустить возможность стать частью более глобального транзитного маршрута из Азии в Европу, который хочет реализовать Китай.

Речь идет об экономическом поясе «Шелковый путь», который в Китае называется «Пояс и путь». Его идея была выдвинута председателем КНР Си Цзиньпином в 2013 году во время выступления в «Университете Назарбаева» в Астане. Связи КНР и Казахстана очень сильны, поэтому нет сомнений, что Казахстану уготовлена роль транзитного хаба для товаров из Китая и Азии.

В основе «Шелкового пути» лежит строительство трех железнодорожных и автомобильных коридоров – северного, центрального и южного. Именно северный маршрут проходит через Россию. Его маршрут: из Западного Китая в Европу через Казахстан и Российскую Федерацию к Балтийскому морю, а от нее западная ветка пройдет через Белоруссию и Польшу в Германию и Голландию.

Россия, Казахстан и Китай уже предпринимают шаги к реализации китайского проекта. С 2016 года они упростили транзит автомобильных грузов между Китаем и Россией через территорию Казахстана, подписав соответствующее соглашение. Если раньше дорога в Россию занимала у грузовых автомобилей неделю, то сейчас время в пути сократилось до двух суток.

Суть северного маршрута в том, чтобы он был полностью сухопутным, чтобы не надо было переваливать груз, идущий железной дорогой, еще и морем. «В таком виде этот путь невозможен без России, по территории которой проходит большая его часть», – указывает гендиректор «Русско-Европейского инвестиционного консорциума» Павел Геннель.

Польша же в этом маршруте переменная, альтернативой ей может быть, например, Украина. Однако есть много доводов в пользу того, что Москве лучше договорить с поляками.

Во-первых, этого хочет Китай. Не случайно председатель КНР в июне этого года посетил Польшу. Во-вторых, через Казахстан и Польшу пролегает самый короткий сухопутный маршрут из Азии в Европу. В-третьих, автодорожная инфраструктура России позволяет сделать поворот в Центральную Европу.

«Безусловно, есть множество вариантов маршрута Китай – Европа: через Польшу, через Белоруссию, через Украину. Однако оптимальный вариант маршрута в Центральную Европу, в частности в промышленный центр ЕС – Германию, в рамках уже начатого трансконтинентального проекта – это Китай – Казахстан – Россия – Белоруссия – Польша», – подтверждает председатель совета директоров «Инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский.

Поэтому, чтобы стать частью глобального инфраструктурного проекта и заполучить большие транзитные потоки, России и Казахстану лучше договориться со строптивой Польшей. Достаточно напомнить о транзитной войне против России, которую в начале этого года устроила Варшава (потом к ней присоединилась и Украина), когда автомобильные перевозки между двумя странами остановились на несколько месяцев. Москва, конечно, в итоге вышла победителем, но это стоило больших нервов и убытков.

Однако китайский проект «Великого Шелкового пути» может стать тем связующим звеном, ради которого стоит забыть старые обиды. И, безусловно, столь крупный совместный экономический проект повлияет и на возможное политическое примирение России и Польши. При этом нет ничего удивительного в том, что «помирить» Польшу и Россию (по крайней мере в транспортном вопросе) решили руками Назарбаева. «В данном случае Назарбаев монетизирует свой авторитет миротворца, полученный в результате примирения России и Турции», – напоминает Павел Геннель.

Хотя директор Института оценки рисков Досым Сатпаев считает, что попытки Назарбаева на польском фронте могут не увенчаться успехом. «Польша среди всех восточноевропейских государств занимает довольно жесткую антироссийскую позицию. И, в отличие от той же Чехии или Сербии, Польша не меняет свою риторику... Поэтому призывы Назарбаева идут немного в пустоту», – считает Сатпаев.

Политолог не исключил, что Назарбаев мог обсуждать с российским президентом какие-то моменты его визита в Польшу, поэтому он мог озвучить и некие предложения с российской стороны.

Однако на самом деле в успехе проекта заинтересована не только Россия, но и сам Казахстан. «Успех в переговорах может дать Казахстану статус транзитного государства на новом «Шелковом пути», новые потоки транзита могут стать новой «нефтью» для его экономики», – указывает Геннель. То есть участие в таком проекте означает не только дополнительный доход, но и снижение зависимости от экспорта нефти. И, конечно, нельзя забывать про сильное влияние КНР на Казахстан. Поэтому Назарбаев действует не только в интересах России и ради собственной выгоды, но в интересах Китая.

У Китая имеются возможности надавить на Польшу. Во-первых, Пекин может предложить Варшаве серьезные инвестиции при реализации «Шелкового пути». Во-вторых, КНР традиционно рассматривает множество альтернативных транспортных маршрутов для реализации своего «Шелкового пути». Пекин, к примеру, дал возможность Украине протестировать свой железнодорожный маршрут «Шелкового пути» в обход России совершенно не случайно. Хотя, казалось бы, просчитать, что у этого маршрута нет экономического будущего, для Пекина было несложно. Но КНР дала добро на заведомо пустой проект только для того, чтобы участники конкурирующих маршрутов были сговорчивее.

Какой ответ даст Польша на предложение Назарбаева о трехстороннем договоре с Россией, зависит от того, что возобладает: экономический прагматизм либо геополитический фактор, указывает Сатпаев. «Если кроме Казахстана определенные усилия предпримет и Китай, то по крайней мере это уже будет определенная тенденция: Польше уже два игрока предлагают учитывать экономические интересы», – считает он.

Выгода для Варшавы от участия в этом глобальном транспортном маршруте не вызывает сомнений. Для Польши это возможность сохранить роль сухопутных ворот в Европу и приумножить транзитные потоки, что означает рост доходов и прибыли. «На любую страну, ставшую частью китайского транзита в ЕС, прольется в буквальном смысле золотой дождь, и прагматичные поляки это понимают», – говорит Геннель.

Китай же обещает серьезно раскошелиться для реализации проекта «Шелкового пути», и инвесторов привлечь под такой проект будет несложно. Главное, чтобы участники маршрута договорились о нормальных тарифах и условиях отгрузки. Известно, что Китай готов выделить почти 40 млрд долларов на создание фонда «Шелкового пути», которые будут направлены на финансовую поддержку при строительстве соответствующей инфраструктуры.

Текст: Ольга Самофалова,
Юрий Зайнашев

Вам может быть интересно

Захарова объяснила отзыв статьи Reuters про Кэмерона и удары ВСУ по России
Темы дня

Украинская коррупция ускорила отступление ВСУ

Российские войска продолжают успешное продвижение в ДНР на нескольких участках фронта. Западные СМИ объясняют этот успех развалом украинских инженерных войск, из-за чего ВСУ приходится отступать на неподготовленные позиции. Так ли это на самом деле и как в нынешних условиях противник намерен выстраивать оборону в регионе?

«Путь в Европу» стал для Прибалтики «дорогой в никуда»

В Латвии сбежали со своих постов руководители госпредприятия, строящего железнодорожную магистраль Rail Baltica. Это очередное доказательство того, что амбициозный проект ЕС близок к краху. Среди причин этого не только прибалтийская коррупция: в США на самом деле не верят, что Россия готовится атаковать Литву, Латвию или Эстонию.

Венедиктов рассказал о новом проекте Чубайса в Израиле

Киев призвал к «наступательной украинизации» страны

Телеведущая Елена Ханга назвала размер своей пенсии

Новости

Эксперт оценил роль Коломойского, Турчинова и Авакова в трагедии 2 мая в Одессе

Многие украинские политики использовали трагедию 2 мая в Одессе для того, чтобы укрепить свои позиции во власти, а некоторые вскоре и вовсе пошли на повышение. Об этом газете ВЗГЛЯД сказал политолог Владимир Скачко. Ранее глава движения «Другая Украина» Виктор Медведчук назвал виновных в поджоге Дома профсоюзов в Одессе.

В Турции опровергли передачу С-400 третьим странам

Турецкая сторона не планирует передавать кому-либо закупленные у российской комплексы С-400, заявил турецкий министр обороны Яшар Гюлер.

Газпром назвал сумму чистого убытка в 2023 году

Чистый убыток ПАО «Газпром» по итогам 2023 года составил 629 млрд рублей, что в два раза больше, чем убыток в 319,4 млрд рублей годом ранее.

Уехавшим из России иноагентам предложили купить часть Монголии

Журналистка Анастасия Казанцева (признана иноагентом в РФ) предложила покинувшим Россию иноагентам создать «альтернативное государство», которое могло бы располагаться на территории Монголии, так как у нее «свободной земли много».

На Землю обрушилась третья по силе в 2024 году магнитная буря

Третья по силе магнитная буря 2024 года обрушилась на Землю, что может привести к появлению полярных сияний на широтах Москвы и Санкт-Петербурга. Об этом сообщают ученые из лаборатории солнечной астрономии Института космических исследований (ИКИ) и Института солнечно-земной физики (ИСЗФ).

Демонстранты устроили транспортный коллапс в Тбилиси

Демонстранты с криками «Нет русскому закону!» в четверг блокировали одну из центральных транспортных развязок Тбилиси – площадь Героев, требуя отозвать яро критикуемый Западом закон «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

TikTok возобновил работу в России

Социальная сеть TikTok вновь стала доступна для пользователей в России, сообщили СМИ.

Bild: Путин заставил немецкие танки прогнуться

Путин заставил немецкие танки прогнуться, об этом пишет немецкая газета Bild, рассказывая об открывшейся в Парке Победы в Москве выставке трофейной техники НАТО, захваченной российскими войсками в ходе спецоперации на Украине.

Захарова объяснила отзыв статьи Reuters про Кэмерона и удары ВСУ по России

Официальный представитель МИД России Мария Захарова выразила уверенность, что министр иностранных дел Британии Дэвид Кэмерон действительно сказал о праве Вооруженных сил Украины наносить удары по российской территории.

Звание генерал-лейтенанта присвоено замкомандующего группировкой «Восток»

Президент России Владимир Путин присвоил звание генерал-лейтенанта заместителю командующего группировкой войск «Восток» Олегу Лучанскому, указ опубликован на официальном портале правовой информации.

Турция прекратила торговые связи с Израилем

Турция решила приостановить торговые связи с Израилем, сообщили СМИ со ссылкой на турецких чиновников.

Премьер Грузии отказался ехать в Америку

Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе отклонил приглашение направиться с визитом в США из-за предусловия приглашающей стороны остановить обсуждение законопроекта «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.
Мнения

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?