Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил своему польскому коллеге Анджею Дуде заключить трехстороннее соглашение с Россией по вопросу транспортного коридора. «Экономическое сотрудничество (между Польшей и Казахстаном) упирается в один тяжелый вопрос – транспорт. В то, как проехать из Казахстана в Польшу и обратно. Традиционное сообщение: через Россию», – сказал Назарбаев, выступая на Польско-казахстанском экономическом форуме.
На любую страну, ставшую частью китайского транзита в ЕС, прольется в буквальном смысле золотой дождь и прагматичные поляки это понимают
«Давайте сегодня выступим с инициативой, обратимся к России, начнем прорабатывать трехстороннее соглашение хотя бы по транспорту», – обратился Назарбаев к польскому коллеге.
Конечно, интерес Казахстана и Польши не в том, чтобы больше торговать друг с другом (хотя Казахстану есть что предложить партнеру, в отличие от Польши). Главное здесь для обеих сторон – не упустить возможность стать частью более глобального транзитного маршрута из Азии в Европу, который хочет реализовать Китай.
Речь идет об экономическом поясе «Шелковый путь», который в Китае называется «Пояс и путь». Его идея была выдвинута председателем КНР Си Цзиньпином в 2013 году во время выступления в «Университете Назарбаева» в Астане. Связи КНР и Казахстана очень сильны, поэтому нет сомнений, что Казахстану уготовлена роль транзитного хаба для товаров из Китая и Азии.
В основе «Шелкового пути» лежит строительство трех железнодорожных и автомобильных коридоров – северного, центрального и южного. Именно северный маршрут проходит через Россию. Его маршрут: из Западного Китая в Европу через Казахстан и Российскую Федерацию к Балтийскому морю, а от нее западная ветка пройдет через Белоруссию и Польшу в Германию и Голландию.
Россия, Казахстан и Китай уже предпринимают шаги к реализации китайского проекта. С 2016 года они упростили транзит автомобильных грузов между Китаем и Россией через территорию Казахстана, подписав соответствующее соглашение. Если раньше дорога в Россию занимала у грузовых автомобилей неделю, то сейчас время в пути сократилось до двух суток.
Суть северного маршрута в том, чтобы он был полностью сухопутным, чтобы не надо было переваливать груз, идущий железной дорогой, еще и морем. «В таком виде этот путь невозможен без России, по территории которой проходит большая его часть», – указывает гендиректор «Русско-Европейского инвестиционного консорциума» Павел Геннель.
Польша же в этом маршруте переменная, альтернативой ей может быть, например, Украина. Однако есть много доводов в пользу того, что Москве лучше договорить с поляками.
Во-первых, этого хочет Китай. Не случайно председатель КНР в июне этого года посетил Польшу. Во-вторых, через Казахстан и Польшу пролегает самый короткий сухопутный маршрут из Азии в Европу. В-третьих, автодорожная инфраструктура России позволяет сделать поворот в Центральную Европу.
«Безусловно, есть множество вариантов маршрута Китай – Европа: через Польшу, через Белоруссию, через Украину. Однако оптимальный вариант маршрута в Центральную Европу, в частности в промышленный центр ЕС – Германию, в рамках уже начатого трансконтинентального проекта – это Китай – Казахстан – Россия – Белоруссия – Польша», – подтверждает председатель совета директоров «Инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский.
Поэтому, чтобы стать частью глобального инфраструктурного проекта и заполучить большие транзитные потоки, России и Казахстану лучше договориться со строптивой Польшей. Достаточно напомнить о транзитной войне против России, которую в начале этого года устроила Варшава (потом к ней присоединилась и Украина), когда автомобильные перевозки между двумя странами остановились на несколько месяцев. Москва, конечно, в итоге вышла победителем, но это стоило больших нервов и убытков.
Однако китайский проект «Великого Шелкового пути» может стать тем связующим звеном, ради которого стоит забыть старые обиды. И, безусловно, столь крупный совместный экономический проект повлияет и на возможное политическое примирение России и Польши. При этом нет ничего удивительного в том, что «помирить» Польшу и Россию (по крайней мере в транспортном вопросе) решили руками Назарбаева. «В данном случае Назарбаев монетизирует свой авторитет миротворца, полученный в результате примирения России и Турции», – напоминает Павел Геннель.
Хотя директор Института оценки рисков Досым Сатпаев считает, что попытки Назарбаева на польском фронте могут не увенчаться успехом. «Польша среди всех восточноевропейских государств занимает довольно жесткую антироссийскую позицию. И, в отличие от той же Чехии или Сербии, Польша не меняет свою риторику... Поэтому призывы Назарбаева идут немного в пустоту», – считает Сатпаев.
Политолог не исключил, что Назарбаев мог обсуждать с российским президентом какие-то моменты его визита в Польшу, поэтому он мог озвучить и некие предложения с российской стороны.
Однако на самом деле в успехе проекта заинтересована не только Россия, но и сам Казахстан. «Успех в переговорах может дать Казахстану статус транзитного государства на новом «Шелковом пути», новые потоки транзита могут стать новой «нефтью» для его экономики», – указывает Геннель. То есть участие в таком проекте означает не только дополнительный доход, но и снижение зависимости от экспорта нефти. И, конечно, нельзя забывать про сильное влияние КНР на Казахстан. Поэтому Назарбаев действует не только в интересах России и ради собственной выгоды, но в интересах Китая.
У Китая имеются возможности надавить на Польшу. Во-первых, Пекин может предложить Варшаве серьезные инвестиции при реализации «Шелкового пути». Во-вторых, КНР традиционно рассматривает множество альтернативных транспортных маршрутов для реализации своего «Шелкового пути». Пекин, к примеру, дал возможность Украине протестировать свой железнодорожный маршрут «Шелкового пути» в обход России совершенно не случайно. Хотя, казалось бы, просчитать, что у этого маршрута нет экономического будущего, для Пекина было несложно. Но КНР дала добро на заведомо пустой проект только для того, чтобы участники конкурирующих маршрутов были сговорчивее.
Какой ответ даст Польша на предложение Назарбаева о трехстороннем договоре с Россией, зависит от того, что возобладает: экономический прагматизм либо геополитический фактор, указывает Сатпаев. «Если кроме Казахстана определенные усилия предпримет и Китай, то по крайней мере это уже будет определенная тенденция: Польше уже два игрока предлагают учитывать экономические интересы», – считает он.
Выгода для Варшавы от участия в этом глобальном транспортном маршруте не вызывает сомнений. Для Польши это возможность сохранить роль сухопутных ворот в Европу и приумножить транзитные потоки, что означает рост доходов и прибыли. «На любую страну, ставшую частью китайского транзита в ЕС, прольется в буквальном смысле золотой дождь, и прагматичные поляки это понимают», – говорит Геннель.
Китай же обещает серьезно раскошелиться для реализации проекта «Шелкового пути», и инвесторов привлечь под такой проект будет несложно. Главное, чтобы участники маршрута договорились о нормальных тарифах и условиях отгрузки. Известно, что Китай готов выделить почти 40 млрд долларов на создание фонда «Шелкового пути», которые будут направлены на финансовую поддержку при строительстве соответствующей инфраструктуры.