Во вторник в Москву прибыла правительственная турецкая делегация во главе с вице-премьером Мехметом Шимшеком и министром экономики Нихатом Зейбекчи. Стороны обсуждали возобновление отношений в торговой и энергетической сферах. В частности, одной из ключевых тем стал «Турецкий поток».
Увязка строительства газопровода с текущей ценой – это вообще полная глупость. Кто этим занимается – это просто недалекие люди, неважно, какого они ранга
Анкара устранила все законодательные препятствия для строительства АЭС «Аккую» и поддерживает «Турецкий поток», заявил Нихат Зейбекчи по итогам встреч. Политические решения по совместным проектам приняты, конечный импульс будет дан на встрече глав государств, добавил министр. Ранее сообщалось, что встреча в верхах намечена на 9 августа в Петербурге.
«С точки зрения потребности Турции в природном газе мы открыты к строительству первой ветки «Турецкого потока», – цитирует министра ТАСС. При этом он назвал вполне реальной задачей увязку строительства «потока» и скидку по цене на газ для государственной нефтегазовой компании Botas. Как известно, именно этот спор затормозил реализацию проекта год назад. В обмен на разрешение на строительство трубопровода Анкара требовала от Газпрома значительную скидку.
Президент Российского газового общества, председатель комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный призывает вообще отделить один вопрос от другого.
«Как правило, определение цены – это многофакторная модель. Учитываются объемы, гибкость, надежность поставок газа, а также стоимость нефтяной корзины, стоимость на спотовых рынках. То есть цена может быть в разное время разная. Допустим, раньше все больше приветствовались долгосрочные контракты, сейчас – все больше спотовая составляющая. А газопроводы строятся на десятилетия. Поэтому сам принцип увязки строительства газопровода с текущей ценой – это вообще полная глупость. Кто этим занимается – это просто недалекие люди, неважно, какого они ранга», – заявил глава комитета газете ВЗГЛЯД.
Они «ушли на Север»
Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов во вторник напомнил в интервью «Коммерсантъ FM», что в рамках «Турецкого потока» планировалось четыре нитки, и две нитки из этого «Южного потока» уже переехали на север. «То есть «Северный поток – 2» – это, считайте, две нитки того «Южного» или «Турецкого потока», который так и не построили», – считает эксперт. Симонов не рекомендует обсуждать с Турцией строительство транзитной трубы. «Мне лично кажется, что довольно опасно все равно Турции предоставлять сейчас статус транзитера. Потому что сегодня Эрдоган так относится к нам, а завтра мы опять можем вернуться в состояние конфликта. Потому что это, к сожалению, непредсказуемый политик», – посетовал эксперт.
«Все будет зависеть от позиции Евросоюза в целом к поставкам газа – и российского в частности. Все будет зависеть от спроса. Если спрос будет высокий, то потребуется и то и то», – заметил по этому поводу Павел Завальный. В отличие от Симонова, он считает, что Анкаре вполне можно доверить роль транзитера, поскольку это было бы выгодно не только России, но и самой Турции.
Как известно, Турция зависит от российского газа на 60%. Газпром поставляет ей газ напрямую по «Голубому потоку», по дну Черного моря (это 16–19 млрд кубометров). «Голубой поток» удовлетворяет потребности страны на 68%. Остальные объемы идут по через Украину и Румынию. Впрочем, в 2019 году контракт России и Украины по этому поводу закончится, и Москва уже ясно дала понять, что вряд ли будет его продлевать.
«Получается, что Турция несет высокие риски из-за такой страны-транзитера, как Украина. Турция должна быть заинтересована в строительстве как минимум одной прямой трубы. Во-первых, обеспечить саму себя, во-вторых, стать газовым коридором в Евросоюз. Поэтому при чем здесь цена на газ, конъюнктура? – недоумевает Завальный. – В случае реализации «потока» Турция сама становится транзитером по поставкам газа. И не куда-нибудь, а в юго-восточную часть Европы – туда, где есть дефицит газа. После этого выросла бы и ее геополитическая роль. Нужно быть очень глупым, чтобы этого не видеть и строить такому проекту какие-то препоны».
Первая нитка будет для самой Турции, а по второй поставки дальше пойдут в Грецию через действующую газотранспортную систему, считает депутат Госдумы. «Так что даже не понадобится разрешение Брюсселя. Это поставки в интересах Турции и стран Юго-Восточной Европы, просто для замещения поставок через Украину, – напомнил Завальный. – Вот что касается перспективы, третьей и четвертой нитки, тут, да, придется учитывать мнение Евросоюза».
Министерства энергетики России и Турции создадут рабочую группу по реализации «потока», пообещал во вторник зампред правления Газпрома Александр Медведев.
Напомним, договоренность о строительстве «Турецкого потока» была достигнута в декабре 2014 года. Первоначально планировалось, что мощность четырех ниток газопровода составит 63 млрд куб. м газа в год, из них 16 млрд куб. м будет поставляться в Турцию, а остальные – на газовый хаб на турецко-греческой границе. 7 июня президент Владимир Путин заявил, что Москва не отказывалась окончательно ни от проекта «Турецкий поток», ни от проекта «Южный поток», но по обоим нужна ясная позиция Евросоюза. Позднее представитель Газпрома высоко оценил готовность «Турецкого потока» для привлечения проектного финансирования.
Дважды «вошли в одну и ту же реку»
Министр экономического развития Алексей Улюкаев договорился встретиться со своим коллегой уже 6 августа в Турции, то есть еще до саммита в Петербурге. Министры решили встречаться каждые три месяца. Планируется, что следующее заседание российско-турецкой комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству состоится в октябре в Стамбуле.
«Говоря о повестке встречи президентов, то она будет формироваться. Уверен, что повестка будет широкой», – сказал он. «Сегодня мы обсуждали, как вернуться к прежним отношениям, инвестициям, отмене ограничений на чартерные перевозки, энергетике, – отметил вице-премьер Шимшек. – Надеемся, что Россия отменит визы». Решено в целом поэтапно возобновлять двустороннее взаимодействие в экономике, энергетике, сельском хозяйстве, транспорте и по другим направлениям.
Как сообщил Зейбекчи, Турция также попросила разрешить импорт турецких продуктов, которые пока находятся под продовольственным эмбарго. Минсельхоз и министерство продовольствия, сельского хозяйства и животноводства Турции уже договорились активизировать сотрудничество между органами фитосанитарного и ветеринарного надзора. Также и Россельхознадзор рассматривает возможность снятия введенных ранее ограничений на поставку некоторых видов продукции из Турции, сообщили в ведомстве.
Как было объявлено после переговоров, несмотря на двукратное сокращение товарооборота в первом полугодии, продолжаются поставки в Россию турецких сельхозтоваров, не попавших под запрет. А Россия продолжает экспортировать в Турцию зерно, которое остается основой для турецкой мукомольной промышленности.
«Древние говорили – нельзя дважды войти в одну и ту же реку, потому что река меняется, каждый раз она новая. Это относится и к глобальной экономике, глобальной политике – она меняется на наших глазах. Поэтому, конечно же, мы ставим задачи восстановить все лучшее, что было в наших торговых, экономических, инвестиционных отношениях до ноября прошлого года, и пойти дальше», – подытожил переговоры глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев.