Экономика

8 июня 2016, 17:45

АвтоВАЗ и КамАЗ будут давить на поставщиков вместе

Фото: Егор Алеев/ТАСС

Два крупнейших российских автозавода «КамАЗ» и «АвтоВАЗ», переживающие тяжелые времена, решили объединиться в борьбе с ценовым давлением поставщиков сырья, материалов и комплектующих. Заграничные автозаводы уже освоили целый ряд технологий, позволяющих добиваться от своих контрагентов снижения цен, – с них и будут брать пример отечественные производители.

КамАЗ и АвтоВАЗ рассмотрят возможность совместных закупок материалов, говорится в сообщении пресс-службы производителя грузовых автомобилей. Соответствующий вопрос рассмотрели на переговорах о сотрудничестве гендиректор КамАЗа Сергей Когогин и президент АвтоВАЗа Николя Мор.

Рост расходов на сырье, материалы и комплектующие на фоне сжатия спроса – одна из главных причин убыточности и проблем заводов

В частности, речь шла о взаимодействии двух компаний с поставщиками металлопроката. «Определены объемные группы материалов, по которым общими усилиями можно добиться оптимальной закупочной цены», – говорится в сообщении.

Компании уже имеют опыт сотрудничества. Так, литейный завод КамАЗа изготавливал ряд деталей для некоторых моделей волжских автомобилей. АвтоВАЗ в настоящее время поставляет на литейное производство металлолом.

АвтоВАЗ и КамАЗ переживают плохие времена. Так, в прошлом году чистый убыток АвтоВАЗа по РСБУ вырос почти в два раза: с более 25 млрд рублей в 2014 году до более 43 млрд рублей в 2015 году. Первый квартал этого года также оказался для завода убыточным: чистый убыток составил почти 9 млрд рублей, тогда как годом ранее в первом квартале еще была прибыль около 800 млн рублей.

У КамАЗа чистый убыток в прошлом году вырос почти в восемь раз – до 3,3 млрд рублей против убытка в 424 млн рублей в 2014 году. Себестоимость продаж сократилась на 13%. Резко подросли расходы завода, а также сумма долгосрочных долгов.

В то же время в этом году начали отмечаться положительные тенденции в виде роста продаж. У КамАЗа в первые четыре месяца продажи выросли на 30%, в мае – еще на 17,6%. У АвтоВАЗа дела пока хуже: в первом квартале наблюдается обвал продаж, в апреле забрезжил свет – продажи выросли на 7,8%. Но учитывая резкое проседание автомобильного рынка в последние годы, этот рост объясняется низкой базой сравнения. АвтоВАЗ работает четыре дня в неделю и планирует новые увольнения. Итоги мая оказались для завода неутешительными: продажи снова упали на 10%.

Рост расходов на сырье, материалы и комплектующие на фоне сжатия спроса – одна из главных проблем. На АвтоВАЗе даже пришлось сменить гендиректора, потому что предыдущий слишком увлекся импортными комплектующими, которые в условиях девальвации рубля стали фактически золотыми. Основная задача нового главы АвтоВАЗа Николя Мора – вернуть российских поставщиков для автомобилей Lada.

В своих ежеквартальных отчетах российские автозаводы жалуются на рост стоимости сырья, материалов и комплектующих. Так, КамАЗ говорит о ценовом давлении поставщиков металла, электроэнергии, газа, а также глобальных поставщиков комплектующих. В структуре себестоимости производства на сырье и материалы приходится 14,85%, на комплектующие изделия – более 50%, на энергию – 4,72%. Причем по сравнению с 2014 годом в 2015 году их доля в себестоимости производства выросла. Похожая ситуация и на АвтоВАЗе: на сырье и материалы приходится 8% себестоимости, на комплектующие – почти 60%.

Бороться с металлургами АвтоВАЗу и КамАЗу есть за что. «Только за первые четыре месяца прокат на внутреннем рынке вырос в цене в пределах 46%, то есть стоимость стали, используемой при производстве автомобилей и комплектующих, выросла почти вдвое. И это при том, что самим автопроизводителям приходится фиксировать цены на свою продукцию в условиях все еще падающего рынка новых грузовых и легковых автомобилей», – говорит директор инвестиционно-банковского департамента QBF Дмитрий Кипа.

В то время как российские автозаводы генерируют колоссальные убытки на падающем рынке, российские металлурги показывают хорошие финансовые результаты благодаря экспортным продажам в валюте. 

У АвтоВАЗа ситуация осложняется тем, что у него огромный долг перед поставщиками – более 24 млрд рублей. Чтобы расплатиться, заводу пришлось взять кредит на 20 млрд рублей под 11,5% годовых. Выдал его французский автомобилестроительный концерн Renault, который является главным акционером предприятия.

Автозаводы хотят добиться скидок у производителей за счет объема заказов, однако выгода вряд ли будет существенной, считает эксперт. Тем более что рост цен на металл в России обусловлен не только рыночными факторами, но и низким спросом, а также ростом барьеров при доступе на внешние рынки. Например, для российского проката и стали в ЕС введены антидемпинговые пошлины.

Кроме того, если металлурги не будут повышать цены для КамАЗа и АвтоВАЗа, то аналогичных условий станут добиваться для себя и другие крупнейшие потребители, а это приведет к убыткам российских металлургов, в перспективе нескольких лет закупать прокат будет попросту не у кого, разве что в Китае, говорит Кипа.

Российским автозаводам следует изучить и применить методы зарубежных производителей, которые они используют для удешевления комплектующих. Американские и японские автоконцерны стимулируют конкуренцию между поставщиками. Например, часто они организуют поставки одной и той же детали от двух и более разных поставщиков.   

Еще один способ держать поставщиков на коротком поводке, который активно используют иностранцы, – заключение коротких контрактов на поставку, например, на год. Это стимулирует поставщиков не только работать качественней, но и не задирать цены, если они хотят продолжить сотрудничество с производителем. А японские автоконцерны, например, подписывают контракты с поставщиком на четыре года, но по принципу «целевой цены». Это значит, что завод устанавливает цену на компонент автомобиля ниже цены его реализации, плюс японцы устанавливают ежегодный процент снижения цены на компоненты в зависимости от стадии жизненного цикла автомобиля.

Впрочем, для российских автозаводов главная проблема – в удорожании импортных компонентов. Только за 2015 год они выросли в цене на 16–24%, указывает Георгий Ващенко из ИК «Фридом Финанс».

«Однако сбить цены на импорт – задача непростая, правильный путь – это добиваться большей локализации производства и повышать качество продукции внутренних поставщиков. В среднем по России локализация составляет менее половины – 45%», – отмечает Ващенко. Однако дело это в любом случае не быстрое, хотя первые шаги в этом направлении уже начали делать еще несколько лет назад. «Полагаю, что ранее 2020 года ситуация кардинально не поменяется. Сейчас на проблему обратили внимание, потому что кризис подкосил продажи. Но они потихоньку восстанавливаются, и есть риск, что о программе повышения степени локализации начнут забывать по мере того, как спрос оживет», – не исключает Ващенко.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Генералу Кириллову посмертно присвоено звание Героя России
Темы дня

ПВО Киева оказалась не готова к дуэли с «Орешником»

ВС России нанесли высокоточный групповой удар по военным объектам в Киеве в ответ на атаку западными ракетами по Ростовской области. По данным Минобороны, цели удара достигнуты, все объекты поражены. Как отмечают эксперты, киевская ПВО не смогла справиться с российскими «Кинжалами» и «Калибрами», таким образом исход возможной «высокотехнологичной дуэли XXI века» против «Орешника», предложенной НАТО Путиным, очевиден уже сейчас.

Зачем Трамп пугает поглощением Канады

Избранный президент США начал заниматься настоящим троллингом и хамством в адрес Канады и лично канадского премьера Джастина Трюдо. Сложно иначе воспринимать тот факт, что Трамп называет страну «великим штатом», Трюдо – его «губернатором» и призывает присоединить Канаду к США. Зачем Трамп это делает, если учесть, что его реальная цель – вовсе не территориальное поглощение Канады?

Премьер Словакии пригрозил Украине конфликтом из-за транзита газа

Депутаты Рады массово пропустили заседание после удара по пункту управления СБУ

Макаревич лишился имущества в России

Новости

Украинский TikTok-блогер Артур Бабич переехал в Россию

Украинский блогер Артур Бабич, имеющий 14 млн подписчиков в TikTok, решил навсегда остаться в России и планирует получить российский паспорт.

ВСУ сообщили об отводе войск из-под Курахова

Вооруженные силы Украины отступили с позиций южнее Курахова в Донбассе, чтобы избежать окружения российскими войсками, сообщила группировка «Хортица».

В России завели дело против датской наемницы

Блогер и бывшая порноактриса Полина Марченко, известная под псевдонимом Luxury girl, считает, что доступ несовершеннолетних к порнографическим материалам в России необходимо ограничить через верификацию на портале «Госуслуги».

WP: Маск стал «теневым президентом» США

Американский бизнесмен Илон Маск был назван критиками «теневым президентом» США из-за его влияния на провал законопроекта о финансировании федерального правительства, отмечает The Washington Post (WP).

Штайнмайер назвал дату роспуска Бундестага

Президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер планирует распустить Бундестаг 27 декабря 2024 года, поскольку переговоры с председателями фракций и групп выявили отсутствие перспектив для создания стабильного парламентского большинства.

ЦБ: В ноябре рост розничного кредитования практически остановился

Центробанк России отметил, что в ноябре розничное кредитование практически остановилось, а корпоративное кредитование заметно замедлилось, что впервые произошло с начала года.

Путин предоставил гражданство режиссеру Джанкарло дель Монако

Президент России Владимир Путин подписал указ о предоставлении гражданства Джанкарло дель Монако, итальянскому оперному режиссеру и сыну знаменитого тенора Марио дель Монако.

Орбан назвал расходы Европы и США на Украину «кошмарной суммой»

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан назвал расходы Европы и США на Украину в размере 310 млрд евро «кошмарной суммой», которая могла бы улучшить жизнь европейцев и снизить цены на энергию.

Набиуллина назвала главный вызов для банковской системы России в 2024 году

Глава Банка России Эльвира Набиуллина заявила, что в этом году основным вызовом для банковской системы страны стали международные санкции.

Банк России сохранил ключевую ставку на уровне 21%

Центробанк России принял решение не изменять ключевую ставку, сохранив ее на уровне 21% годовых, что стало неожиданностью для финансовых аналитиков и экспертов.

Эрдоган призвал США остановить Израиль в Сирии

Президент Турции Тайип Эрдоган обвинил Израиль в нарушении международного права и призвал США и другие западные страны остановить его действия в Сирии, чтобы предотвратить угрозу миру и стабильности в регионе.

ВСУ обстреляли Рыльск в Курской области, есть пострадавшие

Город Рыльск в Курской области подвергся массированному ракетному обстрелу со стороны ВСУ, сообщил глава Рыльского района Андрей Белоусов.
Мнения

Игорь Караулов: Путин заглянул на следующую страницу истории 

Важнейшая вещь, которую выделил президент в ходе «Итогов года»: России не нужно перемирие, России нужен прочный и устойчивый мир. В стране накопилось много дел, после заключения мира нам предстоит решать острые проблемы (инфляция, миграция, рождаемость). «О доме надо думать!» – вот ключевая фраза, которая многим запомнилась больше всего.

Юрий Мавашев: Подводные камни успеха Турции в Сирии

Любую победу надо еще уметь переварить. Об этом было бы полезно помнить туркам, которые всерьез решили, что судьба им улыбнулась. Обычно за головокружениями от успехов следует иллюзия, что «прокатит» теперь везде. Но можно не сомневаться – арабские страны еще обязательно скажут свое слово.

Тимофей Бордачёв: Европа «играет в бисер» от безысходности

Интеллектуальное и моральное оцепенение – важнейший признак современной Европы, где Россия исторически находила источники вдохновения и на противопоставлении которой строила свою внешнюю политику.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?