Голубое топливо для обеспечения Анатолии должно было поставляться с месторождений Западной Сибири через систему национальных трубопроводов «Южный коридор». Ключевую роль в экспорте газа должны были играть именно южные регионы страны.
Ты помнишь, как все начиналось
Сегодня в Ростовской области не имеют доступа к природному газу 11% сельских поселений, в Волгоградской области – 11%, на Кубани – 24%, а в Адыгее – 25%
Уже существующий трубопровод «Голубой поток» (Blue Stream), снабжающий природным газом Турцию, был запущен в 2003 году. Его строительство было связано с коррупционным скандалом в турецком правительстве, в котором оказались замешаны министры энергетики и природных ресурсов Кумхур Эрзюмер и Зеки Чакан. Парламентская комиссия и генпрокуратура Турции пытались доказать, что министры незаконно распределяли тендеры. Один из пунктов обвинения был связан с тем, что газопровод «Голубой поток» построен на невыгодных для Анкары условиях. Дело рассматривалось в Верховном суде страны, однако корыстная заинтересованность министров не была доказана.
Этот скандал в значительной степени и стал причиной того, что проект «Голубой поток – 2», анонсированный еще в 2002 году, так и не был запущен. Лишь в прошлом году было окончательно объявлено: емкость существующего газопровода, позволяющего перекачивать 16 млн кубометров газа в Турцию, увеличится на 3 млн кубометров.
Вся инфраструктура уже имеется, она расположена в двух южных регионах РФ – Ставропольском и Краснодарском краях. Сам «Голубой поток» начинается от компрессорной станции (КС) «Ставропольская» близ города Изобильного, затем газопровод идет до Черноморского побережья, где близ Архипо-Осиповки находится станция «Береговая».
Чтобы обеспечить газопровод «Южный поток», который должен был также поставлять газ в Турцию, на Черноморском побережье обещали построить еще одну станцию – «Русская» (близ Анапы). Всего же на Кубани должно было появиться три станции – помимо «Русской», еще «Казачья» и «Кореновская», которые обеспечивали бы перекачку голубого топлива по внутреннему газопроводу «Южный коридор».
#{smallinfographicleft=453056}По две станции необходимо было построить в Ростовской области («Сальская» и «Шахтинская») и Волгоградской области («Волгоградская» и «Жирновская»). С властями всех этих регионов Газпром заключил инвестиционные соглашения, параметры которых официально не разглашаются. Известно, в частности, что прокладка газопроводов «Южного коридора» позволила бы повысить газификацию сел. Проблема крайне актуальная, поскольку сегодня в Ростовской области не имеют доступа к природному газу 11% сельских поселений, в Волгоградской области – 11%, на Кубани – 24%, а в Адыгее – 25%.
Отказ Газпрома от строительства нового экспортного газопровода, конечно, не поставит крест на планах газификации Юга России, но уж точно заметно сдвинет их сроки.
Несостоявшиеся рекорды
Что касается экономического эффекта от сворачивания «Южного потока», то оценить его крайне сложно. Газпром никогда официально не объявлял о суммах, пообъектно потраченных на строительство нового экспортного газопровода. Известно лишь, что три года назад в регионах, по которым должны были пройти линии «Южного коридора», прошли археологические исследования. Затем началась укладка первых трубопроводов.
Но, конечно, самая капиталоемкая часть проекта – это компрессорные станции. Скажем, на станции «Русская», которая должна была обеспечивать перекачку газа по подводной части «Южного потока» (позднее и перестроившегося в «Турецкий поток»), оборудование начали устанавливать уже в конце 2013 года (а сдать станцию планировали весной 2016 года).
Поставили, правда, всего один газоперекачивающий агрегат из обещанных 14. Суммарная мощность станции должна была составить 448 МВт – абсолютный рекорд для мировой газовой отрасли. Изначально ведь планировалось, что перекачивать тут придется 63 млрд кубометров в год на расстояние почти 900 километров – до Италии.
Потом Еврокомиссия от строительства «Южного потока» отказалась, Газпром быстро придумал проект «Турецкого потока». Но уже стало очевидно, что рекордные мощности попросту не нужны – пропускная способность нового газопровода должна была составить лишь 32 млрд кубометров.
Тем не менее в последние годы, несмотря на все ускользающие перспективы новых трубопроводов, «Южный коридор» ударно строили. Осенью прошлого года, как написал в корпоративном блоге глава Газпрома Алексей Миллер, в Краснодарском крае на «Казачьей» и «Кореновской» стартовал монтаж основного оборудования (газоперекачивающих агрегатов и пылеуловителей). Сдать их в эксплуатацию обещали летом нынешнего года. В Ростовской области весной уже начали монтировать ангары, в которых должны были располагаться перекачивающие агрегаты, а также аппараты воздушного охлаждения. На этом, видимо, работы и застопорились.
Также была построена перемычка между «Кореновской» и уже работающей станцией «Кубанская» протяженностью 57 километров. «Кубанская», кстати, была построена еще в октябре 2013 года и встроена в «Голубой поток» – создавалась она из расчета, что этот газопровод все-таки будет расширен (тут даже есть автономная электростанция на 1,6 МВт). Но даже этот проект сегодня оказался под вопросом. Не говоря уже о строительстве пресловутого «Турецкого потока».
Подрядчики сказали «респект»
Официального отказа Газпрома ни от «Южного коридора», ни от «Турецкого потока» не было. Между тем в июле газовая монополия отменила конкурс на отбор подрядчика для строительства компрессорной станции «Волгоградская» за 3,7 млрд рублей. Были отменены еще несколько «трубопроводных» тендеров с меньшими суммами.
Хотя другие станции потихоньку строятся: так, в середине декабря Газпром заключил контракт на поставку шаровых (трубопроводных) кранов для станции «Русская». Той, что под Анапой. На 250 млн рублей. Неспешно продолжают строиться и три менее крупных станции – «Казачья», «Сальская» и «Кореновская» (уже летом, даже на фоне охлаждения в отношениях с Турцией, Газпром продолжал проводить конкурсы по определению подрядчиков для них).
Значит ли это, что полностью отказываться от самого масштабного своего проекта газовая монополия не собирается? Или компрессорные станции и газопроводы будут приспособлены для какого-то иного проекта? Пока понять сложно.
Очевидно одно: вне зависимости от того, будут ли стройки продолжены, инвестиции Газпрома южным регионам пришлись очень кстати. Подрядчиками при прокладке газопроводов и строительстве компрессорных станций были в основном местные компании (в частности, Краснодаргазстрой или сочинская ИнжГеоКом). Рабочие тоже местные. Значит, здесь – на Кубани, Ставрополье, Дону – остались и налоговые отчисления.
Чиновники отмену «Южного коридора» тоже вряд ли бы заметили. Никто и не верстал региональные бюджеты исходя из новых поступлений от газового транспорта. Да и вообще налоговая система устроена так, что, вне зависимости от того, будут ли газопроводы и станции введены в эксплуатацию, региональные бюджеты и так получают от них отчисления в виде налога на имущество, входящего в Единую систему газоснабжения (ЕСГ).
По данным ФНС, налоговая база по этому виду налогов за последние два года в регионах Юга России, когда здесь шли ударные стройки «Южного коридора», выросла почти вдвое. В том числе в Ростовской области – в 3,6 раза, в Краснодарском крае и Волгоградской области – в 2,7 раза, а на Ставрополье – в 1,5 раза. И уже за это спасибо «Южному коридору». Возможно, так и не состоявшемуся.